1. Уважаемый Гость, добро пожаловать на Амарокфорум - площадку для общения сообщества амароководов!
    Мы надеемся, что вам здесь понравится, вы к нам присоединитесь и поможете сделать форум ещё интереснее.

Моторчик печки. Ремонт.

Тема в разделе "Электрика; Электроника; Программное обеспечение", создана пользователем Bajgora, 9 мар 2016.

  1. Bajgora

    Bajgora Эксперт

    Рано или поздно каждого любителя своего авто постигает проблема избыточного шума при работе вентилятора печки климатической системы. Сначала это проявляется как периодические подсвистывания в холодное время года, которые со временем удлиняется, а позже может дойти до хрипа и грохота при любой температуре.
    В подавляющем большинстве моторов вентиляторов в автомобилях в качестве подшипников используют бронзово-графитовые втулки. Эти втулки предназначены для работы "насухую", уменьшение трения облегчает наличие графитовых вкраплений. Отсутствие смазки объясняется тем, что сам мотор охлаждается им же прокачиваемым через печку воздухом, вернее его частью, в воздухе может содержаться мусор и грязь, которые моментально осядут на смазке и приведут к ускоренному разрушению втулки.
    Тем не менее и сухие втулки со временем изнашиваются. Время зависит от интенсивности эксплуатации климат системы авто. По мере износа и появляется сначала свист из-за микроскопических биений высокой частоты вала ротора во втулке, а потом и к рокоту когда втулка протачивается практически до овального отверстия.
    Услышав посвистывания, владельцы, как правило, начинают пытаться смазать втулки. Это дает эффект весьма не на долго. Через пару недель звук появится опять. При этом износ будет идти гораздо быстрее, по описанным выше причинам.
    Второе, что приходит в голову владельцам - замена самих втулок на аналогичные по размерам от отечественных авто (от Волги кажется есть в продаже, цена 5,80руб за три горсти). Однако и данный способ спасает не на долго, поскольку сам вал ротора, в месте контакта с втулками так же изнашивается и вскоре после замены опять появляется свист.
    Как показала практика, лучшим выходом из подобной ситуации является установка вместо втулок закрытых необслуживаемых шарикоподшипников.
    Ниже процесс ремонта c заменой на шарикоподшипники на примере моторчика печки от VW Amarok. Однако практически все моторчики на современных иномарках и отечественных авто имеют аналогичное устройство, те же диаметры валов ротора, те же размеры обойм под втулку. Поэтому процесс применим и для других авто, учитывая некоторые конструктивные отличия.
    1. Снимаем моторчик печки с крыльчаткой и частью корпуса с автомобиля. Для этого отсоединяем разъем питания моторчика, откручиваем 7 винтов корпуса улитки вентилятора и вытаскиваем мотор с крыльчаткой, см фото:
    [​IMG]
    2. Очищаем мотор и крыльчатку от пыли. Наливаем в подходящую емкость кипяток и опускаем в него мотор крыльчаткой вниз. Вода должна только покрыть область крыльчатки, но не доходить до мотора, хотя если намочите, криминала не будет. Это необходимо для размягчения пластика крыльчатки, чтобы ее легче было снять с вала мотора. Ждем минут 10. Вынимам мотор и взявшись руками за диаметрально противоположные участки крыльчатки пытаемся стянуть ее с вала. Важно соизмерять усилие и не сломать спицы крыльчатки. Если крыльчатка отказывается сниматься таким образом, ставим мотор на упоры, чтобы крыльчатка лежала боками на них, а мотор висел снизу. Берем штырь диаметром 5-7 мм, молоток и легкими ударами выбиваем вал вместе с моторм из крыльчатки вниз (нужно только его не уронить в конце). К сожалению фото процесса были утрачены.
    3. Сняв крыльчатку, освобождаем разъем питания из обоймы. Для этого используем две спицы или тонкие отвертки, подходящие по размеру, которые необходимо вставить с натягом в технологические щели по бокам разъема, см. фото и потом протолкнуть разъем вниз.
    [​IMG]
    4. Берем шлицевую отвертку и заправляем по очереди каждый из 4-х упоров резиновых демпферов, на которых "сидит" мотор в корпусе внутрь отверстий, пытаясь чуть вытащить мотор с соответствующей стороны. На фото ниже виден один из упоров, показан стрелкой. В направлении стрелки и нужно пытаться утопить его отверткой.
    [​IMG]
    5. Освободив все 4 демпфера и разъем, аккуратно вытаскиваем мотор из корпуса. Сразу снимаем с мотора вышеописанные демпферы, они просто надеты на направляющие и откладываем в сторону, чтобы не потерялись.
    6. Снимаем с корпуса мотора поперечную пластину, на которой закреплены втулки. Начинаем с той, на которой не стоят щетки. Пластина стоит на направляющих стального корпуса мотора и завальцованна по краям. Чтобы ее снять, просовываем широкую шлицевую отвертку в отверстие, упирая отвертку в корпус, "выминаем" пластину из приливов завальцовки. При этом стараемся не сильно погнуть саму пластину. Если погнется, ничего страшного, потом легко рихтуется молотком на ровной поверхности. Освободив пластину снимаем ее. Чуть отведя в разные стороны щетки, вытаскиваем ротор из мотора, преодолевая силу магнитов.
    7. Действуя аналогичным способом, снимаем вторую пластину с втулкой и щетками
    [​IMG]
    8. Снимаем щетки с пластины, предварительно освободив провода из скоб и сфотографировав или запомнив как они стояли. Щетки стоят под некоторым углом к якорю, так же их нужно будет поставить при сборке. Стараемся, чтобы при этом никуда не улетели пружины. Снимаем защитный направляющий кожух щеток, он висит на пластине на двух защелках. На фото видно, что щетки еще имеют достаточный запас по износу и могут быть использованы далее.
    [​IMG]
    9. Оцениваем состояние щеток и ламелей ротора. Если от щеток практически ничего не осталось, длина < 5 мм, покупаем новые. Размер у родных 7х10 мм. Оригинальные имеют плавный изгиб, но можно их будет заменить на прямые. Купить можно в автомагазинах или магазинах, торгующих электроинструментом и ЗЧ к ним. Подобрать по размерам. Выводы щеток припаеваем к выводам идуктивностей. Смотрим на ламели, если видим, что на них имеются проточки до пластика, отсутствуют части меди, ламели подлежат замене. Аналогичные по числу контактов, диаметру можно подобрать в тех же магазинах. Есть умельцы которые наращивают изношенные ламели электрохимическим способом. Можно просто отнести ротор в мастерскую по ремонту электроинструментов и попросить заменить барабан ламелей. При такой неисправности ламелей мотор печки иногда не крутится в машине, и "заводится" ударами в область улитки.
    На фото видно, в ремонтируемом моторе ротор имеет небольшой износ ламелей и проработает еще долго.
    [​IMG]
    10. Освобождаем снятые пластины от втулок. Втулки выдавливаются через удержывающие их скобы-стопоры. Скобы-стопоры затем удаляются (выламываются) шлицевой отверткой. Сами втулки и скобы более нам не потребуются.
    [​IMG]
    11. Теперь необходимо подобрать по размеру шарикоподшипники для установки их на места втулок. Однако тут ждет небольшая печаль. Диаметр чаши, в котором стояла втулка - 24мм. Диаметр вала ротора - 8 мм. Смотрим бывают ли в природе подшипники 8 х 24. Оказывается, что нет. Ближайшие размеры 10 х 24 и 8 х 22. Принимаю решение поставить подшипники 10 х 24, а на вал одеть латунную втулку 8 х 10. Смотрим, что предлагает интернет по поводу втулок. Запрос выдает некую деталь от какой то "2половой" машины фирмы керхер и... больше ничего вразумительного найти не удалось. Однако цена за деталь керхера тоже "половая" 570руб.( http://cleanshop.ru/catalog/spbd/5112633.html?mark=b40) Если есть выход проще заказть токарю выточить.
    Итого покупаем: 2 закрытых с обеих сторон подшипника NSK размером 10 х 24 х 8 (440руб/2шт) и "половую" втулку за 570 руб. (К тому же в Воронеже ее не было в наличии, пришлось брать на заказ со сроком 1 месяц).

    [upd]
    В природе есть подшипники 24х8х8 - 628zz. Лучше ставить их без всяких втулок.
    По факту на амароках применяются моторчики немного разные. Есть с размером чашки - 24мм, и есть - 25,5мм. В последнем случае 628 подшипник центровался в чашке металлической пластинкой подходящей толщины и проклеивался фиксатором резьбы или эпоксидкой.
    [upd]

    [​IMG]
    12. Ну вот, втулка пришла, подшипники в наличии. Отрезаем от "половой" втулки 2 цилиндра, по высоте подшипников - 8 мм. Можно чуть меньше. Запресовываем эти цилиндры в подшипники, сами подшипники в чашки снятых пластин ДО УПОРА. Я делал это в тисках. При проверке оказалось что на вал ротора втулки садились достаточно свободно, то ли вал выработался, то ли керхер что намудрил, ХЗ. Пришлось немного деформировать эти половые втулки, находящиеся в подшипнике нанеся несколько несильных ударов молотком через обломок сверла диаметром 10мм, обеспечив плотную посадку вала ротора во втулку, запрессованную в подшипник.
    [​IMG]
    [​IMG]
    13. Далее, снимаем с ротора две упорных подушки. Они не позволят собрать мотор обратно из-за толщины выступающих шарикоподшипников. Однако извлекаем из обоймы подушек две тонкие пластины и одеваем на ротор с каждой стороны, чтобы обеспечить минимальный зазор между ротором и обоймой подшипника. На фото эти самые упорные подушки которые необходимо снять.
    [​IMG]
    14. Теперь все готово для сборки. Сначала берем надфиль и немного стачиваем места старой завальцовки пластин. Рихтуем сами пластины. Устанавливаем на старое место кожух щеток и сами щетки, пытаемся не упустить, норовящие улететь пружины. Устанавливаем на старое посадочное место пластину со щетками, смотрим на свои фото и записи, чтобы вспомнить как она и где стояла на корпусе. Далее, устанавливаем корпус мотора, чтобы пластина была вверху, на ровную поверхность. Осаживаем пластину легкими ударами молотка. Берем зубило и делаем новую завальцовку пластины в корпус мотора, рядом со старой, см. фото. Укладываем провода в скобы.
    [​IMG]
    Разведя в стороны щетки, вставляем ротор в корпус и усаживаем его в подшипнике. Проверяем, что щетки не цепляют за подшипник. Такую же процедуру повторяем с второй пластиной. Проверяем рукой, что ротор вращается без задеваний, вибраций и не имеет люфтов.
    Одеваем на выступы корпуса демпферы 4шт., и устанавливаем мотор в корпус, сформовав и направив разъем в гнездо. Выступы демпферов заправляются так же шлицевой отверткой на свои места. Чуть смазав вал, одеваем крыльчатку на вал, на высоту, так как она стояла раньше. Не рекомендуется использовать для этого молоток, упираем мотор в стол и руками плавно натягиваем крыльчатку.
    15. Устанавливаем вентилятор обратно на авто, проверяем вращение, радуемся наступившей тишине, съекономленным финансам и своим золотым рукам. По первом времени возможно будет слышен небольшой шелест, пока не приработаются к изменившемуся новому положению щетки.
    На все ушло часа 3. Месяц - ожидаение втулки, и поездка до магазина подшипников.

    UPD При сборке можно случайно перевернуть разъем питания моторчика. Будет плохо дуть, крутясь в обратном направлении. Помечайте.

    UPD2 Нашлось решение по моторам, в которых чашка 25,4мм. Китайцы делают подшипники в обойме. Пластик можно чуть шлифануть и поставить в чашки внатяг. 26х8х8 https://ru.aliexpress.com/item/3284...chweb0_0,searchweb201602_7,searchweb201603_52

    Перепечатка данного текста и фото на другие ресурсы только после согласования с автором.
     
    Последнее редактирование: 24 окт 2019
    NOV8307, Вадим888, oi. и 20 другим нравится это.
  2. amaretti

    amaretti Новичок

    У меня все не так... диаметр чаши, в котором стояла втулка - 25,4мм. Диаметр вала ротора - 8 мм.
    А подшипники 8 х 24 есть я их предварительно и купил... (628zz) по 30 руб за шт, но они мне не подошли...
    В общем я промучился весь день с ремонтом... токарь мне зарядил за втулки 1200руб.. и я принял... решение купить аналог 402491M... 4300руб.
     
    CKA3KA и Wolfling нравится это.
  3. Qseft

    Qseft Продвинутый

    Хороший отчет. Добавлю: 1.трубки 8х10 можно купить в оби или крепмаркете алюминиевые или латунные 2. Подшипники лучше керамические вечные, если нет, то заменить родную смазку на водостойкую ptfе 3. Болтание втулки лучше исправить клеем, резьбовым фиксатором или для вклейки подшипников, так меньше шансов сбить центровку.


    Насколько я помню, на обычной смазке шариковые подшипники тоже не очень долго ходят.
     
  4. Bajgora

    Bajgora Эксперт

    По опыту, после замены бронзо-грфитовых на стальные шарикоподшипники больше тема про мотор печки не поднималась и проблем не возникало. Трубки где я только не искал, за наводку спасибо, пригодится.
    amaretti, наверное производитель другой, хотя я такого не встречал. В твоем случае можно было бы чуть шлифануть чашку и 26х10 поставить.
     
    Последнее редактирование: 15 ноя 2016
  5. Решка77

    Решка77 Совет стаи

    Миша, спасибо, как раз хотел покурочить моторчик, подсвистывать начал.
    Есть такой вопрос, щётки в норме, если перебить смазку подшипников без демонтажа оных?
     
  6. Bajgora

    Bajgora Эксперт

    Штатные бронзово-графитные смазывать бесполезно, на пару недель только поможет. Изначально они сухими работают.
    Кстати посмотрел действительно имеются подшипники 24х8х8 (628zz) они пойдут без втулки, возможно только на валу роттора проклеить потребуется из-за выработки. Вот одна голова хорошо, а когда много - лучше :0)
     
    Последнее редактирование: 16 ноя 2016
    amaretti, NomadAl, Anton_Grey и ещё 1-му нравится это.
  7. NomadAl

    NomadAl Эксперт

    А у меня как раз где то моторчик валяется:)
     
  8. amaretti

    amaretti Новичок

    У меня 628zz на вал сел идеально... там и клея не надо... (но это в моем случаи было).
     
  9. amaretti

    amaretti Новичок

    Ребята, а может кто знает, какой электродвигатель (отдельно без крыльчатки) стоит?
     
  10. Serg22

    Serg22 Новичок

    Думаю, движок отдельно не найти будет.

    Я свой реанимировал 2 раза без разбора (и еще штуки 3 клубных) До следующей очистки ходит около 1,5-2 года. Сначала продувал сжатым воздухом, потом очистителем тормозов вымывал грязь, ну и в конце Вьюртом 5000-ным смазывал втулки.
    Все счастливы :)
    Замена на подшипники конечно более долговечная штука. Автору спс за отчет!
     
    HagenM, Noi71 и CKA3KA нравится это.
  11. 345

    345 Опытный

    А у меня вот какая фигня: замолчал вентилятор. Померил питалово, на разъем 12В приходит, но при переключении скоростей вентилятора не меняется (Климатик). Это блоку управления кирдык или все-таки вентилятор помер?
     
  12. Bajgora

    Bajgora Эксперт

    345, сними мотор и подай на контакты напрямую 12 вольт. Ток моторчик ест приличный, так что лучше не искрить и тонкими проводочками не пользоваться. Если мотор нормально будет работать то блок управления или "резистор" как его называют. Можно наоборот взять лампочку на 12 вольт, провода от нее вставить в разъем кабеля от моторчика и включить полные обороты на приборке. Попробуй крыльчатку на легкость вращения, может заклинила. Полярность подключений лампочки и моторчика для проверки любая.
    Отсутствие изменения напряжения при регулировке оборотов при измерении обычным мультиметром связаны с ШИМ регулировкой скорости вращения. Размах ШИМ сигнала 12 вольт, а мультиметр не способен среагировать на изменения ширины имульсов, имеющих при этом достаточно высокую частоту. А вот если нагрузить, подсоединив лампочку например, изменение мощности можно будет заметить по яркости свечения.
     
    Последнее редактирование: 29 ноя 2016
    Wolfling и 345 нравится это.
  13. 345

    345 Опытный

    Ух ты! Вот это мануал! Спасибо!
    Вскрытие показало, что крыльчатка вращается очень плохо. Даже не стал пробовать напрямую запитывать.
    Про лампочку че-то не подумал.
    "Резистор", т.е. термопредозранитель прозвонил - целый.
    Заказал туровский вентилятор (кетай).

    Отправлено с моего GT-I9082 через Tapatalk
     
    Лёха Из Овсянниково нравится это.
  14. SergeyAG

    SergeyAG Совет стаи

    Сегодня перебирал мотор печки. В принципе все верно описано выше, но нижнюю часть можно не развальцовывать. Достаточно снять ту часть, где щетки стоят и вынуть ротор, после этого откроется в нижнюю часть нормальный доступ через статор (там всего то нужно вынуть стопорное кольцо). Подшипники взял тут: http://www.220-volt.ru/catalog-17332/ Встали как родные, без проблем. На валу не люфтят. В общем хорошая альтернатива покупке нового мотора за 20.000.... Да, крыльчатку выбивать бессмысленно, не пойдет, только вал развальцуете. Снимаем так: вставляем снизу в ротор толстую отвертку или штырь так, что бы расклинить ротор и вращая разогретую в кипятке крыльчатку тянем ее на себя, и так круговыми движениями стягиваем ее. И обязательно отметьте положение крыльчатки на роторе, она отбалансированна и на ней есть грузики. Если поставить не так - будет вибрация и шум.
     
    Муромец, HagenM, Noi71 и 5 другим нравится это.
  15. Лёха Из Овсянниково

    Лёха Из Овсянниково Продвинутый

    Тоже пришёл сегодня мотор от термал, заменю, а старый переберу в запас!!
     
    Vladimir и CKA3KA нравится это.
  16. Anton_Grey

    Anton_Grey Любитель

    В природе можно найти разные подшипники, вот к примеру искомые.

    upd. выше в теме их уже нашли, не заметил:11:
     
    Последнее редактирование: 27 июн 2017
  17. Wolfling

    Wolfling Модератор

    По ссылке партия 10шт. ))) :10:
     
  18. Anton_Grey

    Anton_Grey Любитель

    Там всякое можно найти, вот пара, пишут даже керамика. Просто мне всегда хочется иметь про запас))
     
    Wolfling нравится это.
  19. Bajgora

    Bajgora Эксперт

    Действительно, столкнулся с тем, что на некоторых моторах обойма под подшипник ~25,5мм. Видимо существуют две разновидности или производителя. Еще обойма эта несколько глубже и подшипник шириной 8 мм входит в нее заподлицо, поэтому можно демпфер на ротторе с одной стороны оставить. Ничем другим моторы не отличаются друг от друга. Пришлось мудрить уплотняющую прокладку из мягкого металла и фиксировать дополнительно подшипник в гнезде фиксатором резьбы.
     
  20. иваныч

    иваныч Опытный

    снимать крыльчатку лучше съёмником. делается за 10 минут. берете шайбу около 50мм. в диаметре сверлите 11 отверстийставите винты с конусной шляпкой 5-ка, и 2 гайки на каждый винт. в центр привариваете гайку м8 и болтиком 8-кой стягиваете.