1. Уважаемый Гость, добро пожаловать на Амарокфорум - площадку для общения сообщества амароководов!
    Мы надеемся, что вам здесь понравится, вы к нам присоединитесь и поможете сделать форум ещё интереснее.

Отчёт Полная Чухлома 2017 от Мультиков

Тема в разделе "За край Ойкумены. Отчеты о путешествиях.", создана пользователем myltiki 1003, 10 ноя 2017.

  1. myltiki 1003

    myltiki 1003 Совет стаи

    Краткий рассказ о том, Как амароки "На Лабутенах" пережили Полную Чухлому 2017... 2-6 ноября...

    Заезд в лагерь... Четверг 2 ноября...
    Контраст со слякотной Москвой.... вокруг снег скрипит под ногами и красиво лежит на ветках... На улице достаточно тепло и комфортно....
    лагерь....

    Шартаново (23т) ц. Спаса Преображения 1824г
    Красиво... Посмотрели, поехали дальше)
    На точку (23А) Остатки старой мельничной плотины на Виге посмотреть....
    по красненькому, но там же чуть чуть)))
    дорога хоть и была красивой, но долгой и местами прям очень красненькой) Но мы справились, хоть и потеряли на неё много времени)
    Спасибо нашему личному фотографу Федору, который оказался знакомым нашего всеми любимого Воблы)))) И сопровождавшему нас в этот прекрасный снежный день за фото))) Особенно совместные)
    To be continued...
     
    Последнее редактирование модератором: 13 ноя 2017
    Игорь888, Dimochkazrel, CKA3KA и 5 другим нравится это.
  2. myltiki 1003

    myltiki 1003 Совет стаи

    Подумали мы и поехали в Село Судай на точку (19) Очень уж интересное у нее было описание)

    Первое письменное упоминание о Судае относится к 1542 году. Первоначально Судай был крепостью и военно-административным центром Судайской осады, в которую входило несколько крупных волостей.
    Крепость Судай осаждалась казанскими татарами и черемисами в 1543 году, в Смутное время осаждалась неоднократно в 1609 — 1617 годах.
    Прямо на въезде в село стоит храмовый комплекс состоящий из Церкви Воскресения Христова 1792г
    Собор Смоленской иконы Божией Матери.
    Смоленский собор 1805г
    И Церкви Благовещения Пресвятой Богородицы
    Посмотрели красоту... поехали в Плосково) местный житель нам любезно сказал что там везде брод))) но... мы ж упрямые... поехали посмотреть)))
    Немного поковырявшись, и встретив мужиков на ниве) Рассказавшим нам, что по этой и по второй дороге ужасная грязь а за 150 м до нашей точки брод))) Мы приняли решение не терять на неё время и поехать в Измайлово (20т) гле стоит Лермонтов камень...
    История которого довольно забавна...
    Потому что как оказалось, Лермонтову эти имения никогда не принадлежали)))) кому интересно.... можете почитать)
    ((((Основателем рода Лермонтовых в России является шотландский дворянин Георг Лермонт (1580– 1634), служивший в наемных войсках в Европе и перешедший на службу в Российское государство в 1613 году1 . Усадьба Измайлово – родовая усадьба Лермонтовых в Костромской губернии, от названия которой происходит Измайловская ветвь рода Лермонтовых (1708–1841). Первым владельцем усадьбы Измайлово был пра-пра-прадед поэта – Евтихий Петрович Лермонтов (1633–1708), внук Георга Лермонта. Последним представителем по мужской линии этой ветви рода Лермонтовых был великий русский поэт Михаил Юревич Лермонтов(1814–1841).

    Евтихий Петрович Лермонтов служил стольником при царях Алексее Михайловиче и его сыне Петре I. В лермонтоведении утвердилось мнение, что усадьбу Измайлово с деревнями Евтихий Петрович Лермонтов получил в приданое за второй женой – Прасковьей Михайловной Белкиной, но документы, подтверждающие такую точку зрения, нигде не приводятся.

    Архивные источники свидетельствуют о том, что в 1673 году Е. П. Лермонтов за службу был поверстан поместным и денежным окладом. В том же 1673 году за ним числилась вотчина в Галиче: усадище Измалково с деревнями, всего 12 дворов2 Усадьба Измайлово в «жилецких списках» 1680 года была записана за ним как «усадище» в Галиче, т. е. усадьба с деревнями: Мерлино, Тупикино, Жеребцово, Лежнино. Евтихию Петровичу также принадлежала в это время часть села Туровское на берегу Галичского озера, последнее в 1630-х годах принадлежало Перелешиным3 . Первой женой Евтихия Лермонтова была Фекла Матвеевна, урожденная Перелешина. Она упоминается как жена Евтихия Петровича в 1673 году4 . В 1688 году в поколенной росписи Лермонтовых только один Петр записан как сын Евтихия Петровича Лермонтова5 . Владимир Васильевич Никольский6 пишет, что Петр Евтихиевич (Юрьевич) был сыном Евтихия Петровича от первой жены, урожденной Перелешиной, а остальные дети были от второй жены – Прасковьи Михайловны Белкиной (из соседнего с лермонтовскими поместья Желинское), которая стала женой Евтихия Петровича Лермонтова после 1688 года.

    Приведенные выше факты свидетельствуют о том, что Евтихий Петрович Лермонтов не мог получить усадьбу Измайлово в приданое за второй женой Прасковьей Михайловной Белкиной, т. к. он женился на ней после 1688 года и к этому времени уже 15 лет владел усадьбой Измайлово. Этот вывод опровергает утверждение А. А. Григорова7 о том, что усадьба Измайлово досталась Лермонтовым через Прасковью Михайловну Белкину. Эта ошибка теперь путешествует из издания в издание.)))))
    To be continued.....
     
    Последнее редактирование модератором: 12 ноя 2017
    Dimochkazrel, CKA3KA, Noi71 и 5 другим нравится это.
  3. myltiki 1003

    myltiki 1003 Совет стаи

    Дальше наш путь лежал на точку (25)
    Георгий-на-Воче.
    В приходе 2 церкви.
    Церковь Георгия Победоносца
    Кирпичная церковь построена в 1791 на средства прихожан. Основной объём храма - односветный четверик, увенчанный восьмериком с одноглавым завершением. Церковь соединена притвором с шатровой колокольней. Приделы Николая Чудотворца и Михаила Архангела.

    Церковь Вознесения Господня
     
    Последнее редактирование модератором: 12 ноя 2017
    Игорь888, Dimochkazrel, CKA3KA и 4 другим нравится это.
  4. myltiki 1003

    myltiki 1003 Совет стаи

    Затем ... ДЛИННОЙ И ДОЛГОЙ зеленой дорогой мы погнали в Асташево) (обрато по желто-красной, доехали намного быстрее)
    Главная точка Чухломы) терем (1)
    В открытом доступе есть очень интересная информация с фото))) кому интересно, обязательно почитайте)
    https://deadokey.livejournal.com/201125.html
     
    Последнее редактирование модератором: 12 ноя 2017
    Dimochkazrel, CKA3KA, Noi71 и 3 другим нравится это.
  5. myltiki 1003

    myltiki 1003 Совет стаи

    По пути из терема, заехали в Веденское точка (2).
    К сожалению, внезапно выключающий свет осенний вечер, не дал нам хорошенько разглядеть эту церковь...
    До лагеря добрались быстро...не смотря на красноту трассы)))
     
    Последнее редактирование модератором: 11 ноя 2017
    Игорь888, Dimochkazrel, CKA3KA и 7 другим нравится это.
  6. myltiki 1003

    myltiki 1003 Совет стаи

    Второй день мы начали с точки (12) оз.Чухломское!
    Прекрасная солнечная погода .... открыла нам красивейший вид на озеро, его окрестности и Авраамо-Городецкий действующий монастырь 17-19в
    Основатель монастыря преподобный Авраамий, по преданию, родился в Ростове Великом и, начав свои подвижнические труды в Вознесенском Печерском монастыре Нижнего Новгорода, перешел затем в обитель преподобного Сергия Радонежского – где сам «игумен всея Руси» постриг его в монашество, а по прошествии нескольких лет благословил на исхождение в пустынные места для уединенной жизни. В 1350 году преподобный поселился на берегах Галичского озера, где совершилось чудесное явление ему иконы Божией Матери «Умиление». Основав на месте явления монастырь, получивший название Нового Заозерского, преподобный затем удалился на пустынные берега реки Виги, затем еще выше по течению реки и, наконец – на берега Чухломского озера. Каждое место пребывания святого Авраамия, укрывавшегося от людской славы, было ознаменовано созданием иноческой обители (Великой пустыни Положения пояса Пресвятой Богородицы, Верхней пустыни Собора Пресвятой Богородицы на реке Виге); последним из четырех монастырей, основанных подвижником в Костромском крае, стала Свято-Покровская обитель «на городце» – городище, покинутом угро-финскими племенами в XIII веке и расположенном на берегу Чухломского озера напротив города Чухломы.

    Еще при жизни преподобного Авраамия число братии Городецкой обители достигло ста человек. Ее основатель, отошедший ко Господу в день памяти святого пророка Илии в 1375 году, был погребен в монастыре у алтаря деревянного Покровского храма.

    Первый каменный храм монастыря, посвященный Покрову Пресвятой Богородицы, начали строить в 1608 году,
    Очень красивое место...
    Посмотрели, погуляли, решили держать путь на самые отдаленные от лагеря точки...
     
    Последнее редактирование модератором: 12 ноя 2017
    Игорь888, Dimochkazrel, CKA3KA и ещё 1-му нравится это.
  7. myltiki 1003

    myltiki 1003 Совет стаи

    Точка 36 Корцово.
    Оказалась на удивление доступной и очееень красивой)

    Храмовый комплекс.
    Церкви Троицы Живоначальной
    Год постройки:Между 1801 и 1810.
    и Николая Чудотворца
    Год постройки:Между 1801 и 1865.
    Высокая колокольня
     
    Последнее редактирование модератором: 12 ноя 2017
    Игорь888, Dimochkazrel, CKA3KA и ещё 1-му нравится это.
  8. myltiki 1003

    myltiki 1003 Совет стаи

    Следующая точка (38) ○Жилино
    Воскресенская церковь
    каменная; построена в 1789 г., а приделы перестроены в 1844 г. на средства прихожан. Каменная колокольня пристроена к церкви в 1849 г. При церкви кладбище, обнесенное камен. оградою с желез. решетками. Престолов три:
    а) в честь Воскресения Христова,
    б) во имя св. вмч. Димитрия Солунского,
    в) во имя св. мчч. Флора и Лавра.
     
    Последнее редактирование модератором: 12 ноя 2017
    Игорь888, Dimochkazrel, CKA3KA и 2 другим нравится это.
  9. myltiki 1003

    myltiki 1003 Совет стаи

    Третий день мы начали с заезда в #с.Анфимово первый наукоград с интересной историей) т (13)

    СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
    В 3,5 км от старинного города Чухломы на средства и по завещанию талантливого учёного, промышленника, мецената, патриота земли русской Фёдора Васильевича Чижова 25 сентября 1896 года было открыто сельскохозяйственное ремесленное училище.
    Ф.В. Чижов преподнёс землякам царский подарок. На его средства в Анфимово был построен целый учебный комплекс с автономным существованием, где всё было предусмотрено для жизни учащихся, обслуживающего персонала и для получения профессий.
    Училище имело целью готовить низших служащих по сельскому хозяйству, старост, конторщиков, управляющих небольшими имениями, а также столяров, слесарей, кузнецов, поскольку эти ремёсла были необходимы для ремонта с/ х машин и орудий.
    С 1926 по 1932 год здесь существовал мелиоративный техникум. Главной задачей техникума было выпускать культур - техников по мелиорации. Учебное заведение имело всесоюзное значение и обслуживало Костромскую, Ярославскую, Вологодскую, Вятскую, Пермскую, Северо - Двинскую губернии.
    В 1932 году мелиоративный техникум был преобразован в зооветтехникум, который просуществовал до 1975 года. Здесь готовили зооветеринарных специалистов со средним образованием: зоотехников и ветеринарных фельдшеров. За 40 лет существования техникум выпустил более 2300 высококвалифицированных специалистов. Знания, приобретённые в техникуме, приравнивались к институтским.
    В настоящее время лицей представляет целый учебный комплекс, куда входят учебные кабинеты, лаборатории, мастерские, автодром и полигон для практического вождения на автомобилях, тракторах и другой с/х технике. Имеется столовая, библиотека, актовый зал, благоустроенное общежитие, музей. Величественная тополиная и липовая аллея ведёт к главному корпусу. В тени вековых деревьев возвышается часовня Памяти Ф.В Чижову, построенная на средства благодарных потомков.

    ЭТАПЫ БОЛЬШОГО ПУТИ
    1896-1926 - Чухломское сельскохозяйственное ремесленное училище им. Ф.В.Чижова
    1926 -1932 - Культурно-мелиоративный техникум
    1932- 1975 - Чухломский зооветеринарный техникум
    1975-1985- Сельскохозяйственное профессионально-техническое училище №5
    1985- 1994 -ОПТУ №23.
    С 1992 года учебное заведение вновь носит имя Ф.В.Чижова
    С 1994 года - Чухломский профессиональный лицей №23 им. Ф.В.Чижова
    С 2001 года - Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей №23 им. Ф.В.Чижова»
     
    Последнее редактирование модератором: 12 ноя 2017
    Игорь888, Dimochkazrel, Noi71 и 3 другим нравится это.
  10. myltiki 1003

    myltiki 1003 Совет стаи

    Потом почитав историю и увидив фото, у 1grom, решили заехать в Михайловское...
    Ц. Архангельская 1800г
    Уникальная круглая в плане архитектуры храма, сохранились фрески на фасаде!

    《☆Преображенская (Архангельская) церковь в урочище Михайловское (Повалихинское с/пос) Чухломского района Костромской области.☆》

    ●Кирпичная церковь построена в 1800 помещицей Елизаветой Михайловной Шиповой, хороший образец зрелого классицизма. Основной объём храма представлял собой двухъярусную ротонду с куполом, увенчанным световым барабаном с главкой и украшенную полуколоннами. Трапезная примыкает к западному фасаду церкви. Звонница деревянная двухъярусная, стоявшая отдельно. Приделы Михаила Архангела и Николая Чудотворца. К настоящему времени от храма сохранились лишь стены первого яруса ротонды и трапезной.●
    Впечатлившись сохранившимися фресками и расстроившись тем, что следующим поколениям может все это будет уже недоступно, по причтне полной утери этих красот... мы двинулись дальше...
     
    Последнее редактирование модератором: 12 ноя 2017
    Аленушка, kose4ek, Dimochkazrel и ещё 1-му нравится это.
  11. myltiki 1003

    myltiki 1003 Совет стаи

    Заехали на точку (30) Коровново
    《☆Село Коровново – одно из крупных и своеобразных сёл Солигаличского района. Его истоки восходят ко времени царствования великих Московских князей в XIV – XV веках, когда обширные солигаличские территории вошли в опричнину, а земли раздавались служилым людям. Начало селу положила подмонастырская слободка Коровья, возникшая при Александровой (Преображенской) пустыни, основанной преподобным Александром Вочским во 2-й половине XIV века. Обитель была возведена на правом берегу реки Вочи, которая впадает рядом с монастырём в реку Вёксу, а та в 8 км от Коровнова в реку Кострому и является её левым притоком. Жилая застройка села, длиной около 2 км, расположена вдоль рек Вочи и Вёксы и двух основных улиц, одна из которых совпадает с трассой старого торгового тракта из Галича в Солигалич и далее в Вологду и Архангельск.
    В начале XVIII века согласно писцовым и межевым книгам монастыря слободка Коровья именуется как село Коровное, а в середине того же века уже Коровново. За 1756 год в рапорте иеромонаха Сергия игумену того же монастыря Товию записано: «...А о старостах объявляю, что ныне, выбраны новые: в коровновской половине села Коровнова выбран Макар Андреев...». По своему административному делению в XVI – первой половине XVII веков слободка Коровья относилась к Галичскому уезду, Усольской осаде, Спасской волости, Спасского монастыря Александровой пустыни.
    Время жизни Александра Вочского определено приблизительно на основании некоторых биографических данных, сообщаемых в службе преподобному. Как свидетельствует служба, преподобный Александр, стремясь к иноческим подвигам, ещё в юности покинув родительский дом, в виде странника пришел в Солигаличский Воскресенский монастырь и принял монашеский постриг от игумена Афанасия. Согласно службе юноша рано оставил «своё отечество и родных и удалился для подвигов в пустыню». Упоминаемая здесь Воскресенская обитель находилась в Солигаличе (Соль Галичская), и была основана в 1335 году Галичским князем Фёдором Семеновичем, (одним из потомков Константина Ярославича – родного брата Александра Невского) и духовником его Афанасием, игуменом Спасского монастыря города Галича. Преподобный Александр Вочский в службе прославляется как «подражатель» в подвигах и как «собеседник» Авраамия Чухломского, основателя Свято-Покровского Аврамиево-Городецкого монастыря. Свидетельство службы о времени жизни преподобного Александра подтверждается и одним из документов сохранившихся рукописей. Так в «заседной записи» говорится, что Александрова обитель имела несколько жалованных грамот от Галичских князей, которые как самостоятельные князья существовали только до половины XV века. Во всех царских и патриарших грамотах и других старинных документах XVII века Александр Вочский упоминается как «святой», «преподобный», «чудотворец».
    В принадлежащей Киево-Софийскому собору рукописной книге «Описание российских святых» о преподобном говорится следующее: «Преподобный Александре, иже на Воче реке, монастырь Преображения Господня, близ Соли Галицкой, 8 поприщ. Образ его в каменной палатке штилистовой, подобием аки Зосима Соловецкий, брада поуже ризы монашеские, схима на плечах».
    Глубокая вера в святость, искреннее почитание со стороны иноков обители и других жителей позволили Церкви причислить преподобного Александра к лику святых русских чудотворцев и совершать ему память 30 августа (по ст.ст.). После смерти преподобного Александра, последовавшей в первой половине XV века, Александрова (Преображенская) пустынь продолжала существовать до 1764 года, когда её обратили в приход села Коровнова, являвшегося до того времени монастырской слободкой. Преподобный Александр не только положил начало обители, но и успел при жизни привести её в благоустроенное состояние.
    Согласно дозорной книге 1614 года вотчине Спасо-Преображенского монастыря, (Александровой пустыни) на реке Воче принадлежало 37 деревень, около 360 десятин пашни и перелога.
    В переписи 1627 года записано на вотчину Преображенской (Александровой) пустыни: «В Галичском уезде в Усольском Окологородьи монастырская вотчина в Лосево-Раменье монастыре храм Преображения, да другой храм теплый Покрова Пресвятой Богородицы. У монастыря слободка Коровья и в ней живут служки и служебники, да двор коровий, на нем коровник Левка Кондратьев, двор Шестунка Гаврилова, двор конюха Сидорки Онофриева, да двор служки Богдашки Родионова, да двор монастырскго дьячка Сеньки Константинова, 3 крестьянских двора и один бобыльский, всего 8 дворов. У монастыря сельцо Самылово, на нём три двора монастырских, живут в них монастырские дворники и два плотника, да 8 крестьянских дворов и 3 бобыльских, да деревни Болобаново, Кондратово, Дорок, Усово, Порозово, Плосково, Лебзицино, Мельница на реке Елховке, Брагино, Базарцево, да пустоши, а деревни на них запустели от польско – литовских людей в 1613 годе».
    В 1667 году за вотчиной монастыря числились слободка Коровья, сельцо Самылово с 11 деревнями и 23 пустошами, имелось свыше 700 десятин пашни, в том числе «пашенный лес», насчитывалось 76 жилых дворов с населением – 206 душ.
    По переписи 1744 года к монастырю и слободке приписывались следующие деревни: Дорок, Плосково, Лузгалово, Самылово, Новое Самылово, Власьево и 22 пустоши: Болобаново, Лебзино на реке Воче, Порозово Большое, Паново, Кондратово, Усово на реке Вексе, Мельница на реке Елховка, Порозово Меньшое, Холмец, Кулаково, Филатово на реке Воче, Колцово, Козьмино, Юково, Степанково, Данилково, Лихаево, Брагино на реке Воче, Базарцево, Микитино на реке Расловка, Жуково, Бабино.
    В 1765 году, сделанная подпоручиком Павлом Певцовым опись, основанная на переписи 1744 года, свидетельствует, что «в слободке Коровьей, находящейся в полверсты от двух церквей числится 49 крестьянских душ. Монастырской земли в слободке восемь четвертей (пахались на монастырь), да крестьянской осьмина, да перелога двадцать одна четверть с осьминою в поле. Сенные покосы располагались вверх от слободки по обе стороны реки Вексы до монастырской деревни Болобаново и реки Середней, и вниз по обе её стороны до Захарова омута и межи с Симоновым монастырем».
    Монастырь управлялся игуменами, из них наиболее известен Товий, который в 1756 году служил в Костромской духовной консистории. Первые достоверные факты об имеющихся в монастыре церквях и других хозяйственных ценностях относятся к первой половине XVII века. Судя по переписи 1627 года, в обители в то время были часовня и два деревянных храма – холодный Преображенский (воздвигнутый к середине XVII столетия, вместо первого, разрушенного в 1613 году поляками) и теплый обветшалый Покрова, обнесённые деревянной с каменными столбами оградой окружностью по всему периметру 450 метров. Более подробное описание храмов относится к 1647 году, а в 1701 году были сделаны дополнительные уточнения: «Церковь Преображения Спаса на речке Воче в монастыре Александровой пустыни, деревянная шатровая об одной главе, покрыта лемехом, крест деревянный, да теплая Покрова Пресвятой Богородицы об одной главе покрыта лемехом, да колокольница бревенчата рубленая о восьми стенах шатровая, а в ней пять колоколов… да на колокольне колокол большой благовестный в 22 пуда 30 фунтов, медь в нём красная, а на нём вылит крест, и подпись вылита - Царь Славы.., да в монастыре же часовня каменная во имя преподобного Александра, а в часовне гроб чудотворца». Источник указывает на то, что в гробнице регулярно проводились служба преподобному и панихиды, а храмы имели 32 различные царские грамоты.
    В 1767 году после обращения обители в приход шатровая Преображенская церковь была заменена новой, также деревянной ярусной и поставлена на место разобранной часовни. Её нижний вытянутый в продольном направлении четверик был окружен галереей, второй ярус был квадратным в плане, а третий – восьмигранным, с купольной кровлей с повалом, увенчанный маленькой чешуйчатой главкой. В честь построения этого храма на иконостасе большими резными славянскими буквами по карнизам была сделана надпись: «Божией милостью и молитвами преподобного отца нашего Александре игумена, воческого чудотворца, построен сей храм во имя благолепного преображения Господа нашего Иисуса Христа в лето от сотворения мира 7275, от рождества же по плоти Бога Слова 1767 при державе благочестивейшей самодержавнейшей великой государыни нашей императрицы Екатерины Алексеевны всея России, при наследнике ее великом князе цесаревиче Павле Петровиче, благословением Святейшего Правительствующего Синода и Преосвященнейшаго Дамаскина епископа Костромскаго и Галичскаго».
    В 1792 году на месте деревянной обветшалой церкви Покрова зажиточный крестьянин Маркел Макаров с участием прихожан построил новый каменный Покровский храм, побеленный по известковой обмазке, который имел два престола, главный в честь Покрова Пресвятой Богородицы и приделанный во имя Николая Чудотворца. Паперть и колокольня к этому храму были пристроены только в 1835 году.
    Более достоверной история монастыря и его взаимоотношений с соседним населением просматривается по сохранившимся актам XVI – конца XVIII веков. Осенью 1612 года Москва была очищена от интервентов. Однако в северном краю еще бродили недобитые вражьи отряды. Грабили, жгли, убивали мирных людей и никак не могли смириться с неудачей. Дважды – в 1613 и 1615 годах – подступали они к Солигаличу, опустошали по пути одинокие лесные селения. Преображенский монастырь, как и Солигаличский Воскресенский монастырь, был сожжен в 1613 году, а братия перебита во время набега одного из польских отрядов. В челобитной (1614 г.) игумена Преображенского монастыря Варлаама царю Михаилу Фёдоровичу говорилось: «Была у нас жалованная грамота блаженныя памяти царя и Великого князя Василия Иоановича всея Руси, и в прошлом 121 году приходили к Соли Галицкой польские и литовские люди и черкасы и Соль Галицкую город сожгли и посацких людей посекли; а та наша монастырская грамота, и книги и монастырская рухлядь казенная отвезена была к Соли Галицкой к посадскому человеку к воину Говорову, и того воина Говорова с женою и с детьми секли и двор его сожгли, и та наша грамота, книги и рухлядь монастырская изгибли тутож, а остался у нас с тоя жалованныя грамоты список». Далее просил игумен царя Михаила Федоровича «с того списка дати нашу царскую жалованную грамоту» на его царское имя. Царь Михаил исполнил прошение игумена, дав им в 1616 году новую грамоту, которой подтвердил всё то, что заключалось в прежней грамоте. Игумену Варлааму с братией велено было крестьян «тех деревень Спасской волости ведать и судить», а так же дано подтверждение на владение вотчинных земель. Таким образом, царская грамота подтверждала данную монастырю еще в XVI веке царём Василием Иоановичем жалованную несудимую грамоту на вотчинные земли, которая, судя по челобитью игумена Варлаама, была утрачена.
    О земельных владениях Преображенского монастыря и его связи с округой можно судить по имеющимся историческим сведениям. В конце XIV и начале XV веков происходило интенсивное внедрение ряда монастырей в солеваренную промышленность у Соли Галичской. Овладев путём вкладов и покупок колодезями и варницами, монастыри, и, прежде всего – Троице-Сергиев и московский Симонов, развернули настойчивую и активную деятельность по расширению своих земельных наделов около Соли Галичской.
    В районе Преображенского монастыря формирование и развитие монастырских вотчин и владений родовитых княжеских и дворянских фамилий проходило в обостренной борьбе за право владения окружающими землями. Стремление установить межи и уточнить межевые знаки – показатель более полного в хозяйственном отношении использования земель. К концу 50-х годов XVI века относятся споры из-за земли и установления межей между владениями Симонова монастыря, Преображенского на Воче и великокняжескими черными крестьянами (землями) Усольской волости. В результате конфликта многие деревни Усольской волости были отмежёваны Преображенскому монастырю и уже к середине XVI века монастырь превращается в небольшого, но привилегированного земельного владельца. Акты начала XVII века сохранили упоминания о выданных пустыни жалованных грамотах Василия III и Ивана IV. По грамоте Василия III монастырь получал черный лес по рекам Воче, Черной, Бобынке и Расловке, в ней предписывалось «пашню пахать, и починки ставить, и луги расчищать». По-видимому, некоторые поселения были поставлены монастырем еще до получения грамоты (в ней уже упоминался монастырский починок Болобанов), а жалованная грамота только узаконивала действия монастырских властей. В зависимость от монастыря попадали и крестьяне Спасской волости, которые должны были построить в монастыре церковь с трапезной.
    К началу XVII века Александрова пустынь по своему материальному благосостоянию занимала довольно завидное место среди многочисленных монастырей Костромского края. Пустынь пользовалась покровительством Галичских удельных князей и особенно Московских великих князей и царей, от которых получила льготные грамоты и земельные наделы. Она имела пашенной земли и лесов на 12 верст в длину и на 7 верст в ширину с обширными сенными покосами по рекам Воча и Векса. К тому времени набеги иноземцев практически прекратились. Воскресенская обитель, покровитель Преображенского монастыря, и Солигаличский посад были стратегически укреплены крепостным валом, который был снабжен не только котлами, но и другими необходимыми для военного времени крепостными принадлежностями: пушками, пищалями, порохом, свинцом и даже стрельцами.
    Указом Екатерины II от 23 февраля 1764 года Преображенсий Александровский монастырь вместе с солигаличскими Воскресенским (мужским) и Рождественским (женским), а также Солдовским мужским монастырем на реке Солда (Жукова Богородицкая Успенская пустынь) были закрыты. Обе церкви Преображенского монастыря становились приходскими.
    Описание интерьера Преображенской церкви было сделано Б.И. Дунаевым, действительным членом Императорского Московского археологического общества в 1904 году: «Деревянный храм села Коровнова стоит на месте упразднённой Александровой пустыни. Храм этот является, по местным преданиям, кажется, уже третьим на этом месте. При постройке каменного храма деревянная колокольня была разобрана. Основание её осталось. Поднявшись по невысокому крылечку, мы входим на галерею храма; небольшая дверь с массивными косяками ведет нас в трапезу, по стенам которой поставлены тяжелые с резными подзорами, лавки. Самый храм невелик и поражает, прежде всего, необыкновенной белизной пола, стен и потолка, который затейливо устроен в «елочку». Стены церкви оставлены в своем естественном виде и только подле иконостаса есть несколько полиц с иконами. Небольшой иконостас отделяет алтарь от храма – он примитивной рамочной формы, и только царские врата в нем резные, тонкой хорошей работы. Иконостас имеет много древних икон, перенесенных в него из прежде стоящих на этом месте храмов; сооружен он, согласно витиеватой на нем надписи при Екатерине II. Ценность его заключается в том многократном ансамбле, который слагался десятилетиями. Храм внутри сохранился прекрасно. Здесь всё говорит о прошлом. Сосуды оловянные, хоругви деревянные и железные, деревянные подсвечники, старые ризы, Евангелие, пожертвованное князем Воротынским, - всё говорит о старине. В дъяконнике сохранилась слюдяная старинная рама прежних храмов. В ризнице есть очень старые ризы ручной работы. Справа под храмом почивают мощи основателя Александровой пустыни на реке Воче, преподобного Александра Вочского. В каменном храме имеется его образ в ризе, низанной жемчугом, прекрасной работы». В 1904 году благочинный Солигаличского 2-го округа сообщил в Костромскую Духовную Консисторию о предметах, церковно-археологического характера хранящихся в Преображенской церкви села Коровнова: «...Деревянный игуменный посох, который по преданию народному, был принадлежностию Св. Преподобного Александра Вочского, основателя Александровской пустыни, ныне село Коровново; оловянные богослужебные сосуды того же времени; деревянный точеный выносной подсвечник; слюдовая рама; некоторые иконы письма тех же времен и ранних», а также церковные документы, часть которых в 1896 году была отправлена на рассмотрение в Костромскую Губернскую Учетную Архивную Комиссию. (ГАКО. ф.130, оп.П, д. 1966, л.32.). (ГАКО. ф.130, оп.9, д. 2246, л.81.).
    В 1910 году Преображенский и Покровский храмы бывшего монастыря принимали 192 прихожанина мужского пола и 224 женского. К этому времени кроме села Коровнова в приход церквей входила и деревня Плосково, находившаяся в одном километре от храмов. За церковью числились 12 десятин пахотной земли, 7 сенокосной и 1 усадебной.
    В Коровнове имелась и церковно-приходская школа, в которой в 1887 году обучалось 25 детей. Учредителем школы был священник Преображенской церкви 32-х летний Афанасий Константинович Успенский, а наблюдателем – священник села Верховья Семен Дружинин. Попечителем – купец II гильдии Александр Платонович Шорохов. Заведующим и законоучителем – местный священник Александр Лебедев, окончивший Костромскую духовную семинарию. Учителем школы долгое время работал диакон Василий Птицын. Он же преподавал и Закон Божий. В июле 1889 года из села Муравьищи Галичского уезда в Преображенскую церковь села Коровнова был переведен священник Е. Поликарпов. Он заменил уволенного священника В. Подстаницкого. (ГАКО. ф.130. оп.1.д.1759.).
    В 1918 и 1922 годах были приняты декреты «Об отделении церкви от государства и школы» и «Об изъятии церковных ценностей». С этого момента начинается массовое закрытие церковно-приходских школ, монастырей и церквей, изымаются здания и церковная утварь.
    К 40-м годам прошлого века из 49 ранее действующих храмов на территории Солигаличского района почти все были закрыты. Естественно многие из них были разграблены и разрушены, а деревянные просто сожжены. В Солигаличе из восьми церквей, действующей оставалась только одна – Петропавловская.
    До 1930 года священником Преображенской церкви служил Николай Васильевич Успенский. 20 апреля 1930 года Солигаличский районный административный отдел (РАО) направил в ОГПУ города Солигалича список служителей культа, снявших с себя сан и добровольно отказавшихся от выполнения культовых обрядов. В числе 11 священников в этом списке были два священника Христорождественской церкви с. Великова Евлогий Аполосович Голубев и диакон Александр Акимович Серогодский, а так же священник Преображенской церкви села Коровнова Н.В. Успенский. (ГАКО. ф.559. оп.4.д.5. л.113).
    В 1929 году на территории Солигаличского района действовали 28 церковно-приходских общин. В июле 1937 года на заседании президиума Солигаличского райисполкома Ярославской области было принято решение о сносе деревянной Преображенской церкви села Коровнова. К тому времени церкви было уже более 150 лет, без ремонта она начала разрушаться, а церковной общине села, насчитывающей 46 человек, помощи от новой советской власти естественно ждать не приходилось. Вторая каменная церковь того же села - Покровская до 1938 года была действующей. В 1939 году по решению сельского совета была передана Солигаличскому леспродторгу под склад зерна. В 1940 году с колокольни было снято купольное перекрытие, и её приспособили под дозорную пожарную каланчу. (ГАКО Ф. Р-559, оп. 4, д. 31, л. 135.). При Покровской церкви числилось 6 колоколов весом в 193 пуда 02 фунта, или 3088 килограммов. Всего в четырёх километрах от этой церкви колокольня с. Солды оглашала окрестные деревни своим звоном из 9 колоколов, имеющих общий вес 429 пудов или 6864 килограмма.
    За более чем 500-летний период Преображенский (Александровский) монастырь претерпел множественные нападки врагов с уничтожением обители в XV – XVI веках, его возрождение и в 1764 году упразднение. Однако, несмотря на это, храмы монастыря восстанавливались и являлись распространителями православия на солигаличской земле. Трагические события 30-х годов прошлого столетия не позволили продолжить жизнь уже сельского прихода села Коровнова.
    Село Коровново, неразрывно связанное с историей основания Преображенского (Александровского) монастыря, оставшееся без прихода, существует и поныне и имеет свою летопись, свою историю, богатую биографию и свои истоки. Таким образом, святыни дававшие людям многие годы веру и надежду на будущее, были поруганы и уничтожены. На месте монастыря сейчас остался только пребывающий в руинах каменный Покровский храм, находящийся в нескольких метрах от места погребения преподобного Александра Вочского. Но, к счастью, время изменяется в лучшую сторону. Сейчас на костромской земле начался многотрудный путь возрождения святых обителей. С большой надеждой будем ждать время возрождения церкви Покрова Пресвятой Богородицы, оставшейся единственным свидетелем былой жизни Преображенского монастыря. Сегодня именно возвращение к истокам, религиозная зрелость, духовный опыт и родная культура способны помочь нам разобраться в том, что есть благо, а что нет, и сделать выбор в пользу нравственного добра, осмысленного и достойного будущего...

    По информации из книги: В.А.Дудин "Костромское село Коровново в истории России"(главы из книги).☆》

    Так как во-первых находилась она по дороге... , а во-вторых привлек нас таинственный "горячий камень".... но....
    По прибытии все камни были жестоко перетроганы.... "горячего" не нашли...)
    .....
    А дальше... путь наш лежал через Солигалич....
     
    Последнее редактирование модератором: 12 ноя 2017
    Аленушка, CKA3KA и Dimochkazrel нравится это.
  12. myltiki 1003

    myltiki 1003 Совет стаи

    Я продолжу .....
    с того момента, что мы и 2 команды С Эгегея... встретились в Салигаличе)
    [​IMG]
    Не только нам был интересен этот город, и его достопримечательности...
    Небольшой старинный русский город Солигалич расположен в Костромской области на правом и левом берегах реки Костромы в 95 км к северу от старинного Галича. Еще в начале XIV в., когда град назывался "Соли Галичския", люди нашли там драгоценные соляные источники и стали вываривать соль, отсюда и пошло нынешнее название города. С XIV по XVIII века Солигалич был крупным центром России по производству соли.
     
    Последнее редактирование модератором: 13 ноя 2017
    Аленушка, Dimochkazrel, Dimmon 178 и 5 другим нравится это.
  13. myltiki 1003

    myltiki 1003 Совет стаи

    Погуляв в Солигаличе, мы решили рвануть на пару главных точек дня (50) и (54).
    Ну по очереди... точка 50 Зашугомье.
    Дорога была не сложной ...но туманной и снежной ...
    Троицкая церковь в с. Зашугомье двухэтажная, каменная, с такою же колокольней и оградой, построена в 1800 году усердием помещика Ивана Ивановича Львова при помощи прихожан. Кладбище при церкви, внутри ограды.

    Престолов пять:
    - в летнем: во имя Живоначальной Троицы; Покрова Пресвятой Богородицы;
    - в зимнем: в честь Богоявления Господня; св. пр. Илии; преп. Макария Унженского.
    Тотемское барокко! Красивейший огромный храм. Уникальные Картуши на стенах.
    История дошедшего до наших дней храма берёт своё начало в 1800 г., когда на месте ветхой деревянной церкви Троицы на средства местного помещика И.И. Львова была построена новая каменная двухэтажная церковь с тем же наименованием. Перед храмом расположен ряд руинированных построек, в прошлом служивших церковной оградой со Святыми вратами-часовней, башнями и лавками.
    Где бы мы не побывали .... всегда есть то, что удивит нас... Этот храм, останется в нашей памяти на всегда )
     
    Последнее редактирование модератором: 13 ноя 2017
    Аленушка, CKA3KA и Dimochkazrel нравится это.
  14. myltiki 1003

    myltiki 1003 Совет стаи

    Дорога на 54 точку заняла у нас много времени, но была увлекательной и интересной))
    К сожалению снимать в самых сложных местах, возможности небыло, гать и грязь по пояс) Было порой страшновато.... Эгегейцы пробивавшиеся на точку 55, "помогли раздолбать" дорогу окончательно) но... было весело ))))
     
    Последнее редактирование модератором: 13 ноя 2017
    Аленушка, CKA3KA, Dimochkazrel и ещё 1-му нравится это.
  15. myltiki 1003

    myltiki 1003 Совет стаи

    Ну вот, наконец добрались...
    Богородицерождественская церковь, 1790г, на высоком холме. ТОТЕМСКОЕ БАРОККО.
    Очень красивое место....
     
    Последнее редактирование модератором: 13 ноя 2017
    Аленушка, CKA3KA, kose4ek и 3 другим нравится это.
  16. myltiki 1003

    myltiki 1003 Совет стаи

    Вот и закончилось наше путешествие )
    Дорога в лагерь
    Чухкостер
    Можно и расслабиться)
    Сойти немного сума с #окрута
    Вечер... приятности... награждение....
    Разговоры у костра...
    Вот так... #Налабутенах мы и прошли Полную Чухлому 2017....
    И.... с утра снова...
    Дорога....
    Долгая... дорога домой)
    С заездом на костромскую ярмарку сыра...
    Город Кострома , славный)))
    И Жене) р77... успевшему разобрать пол машины до нашего приезда)))
    Конечно с хорошим финалом)
    И наконец мы дома)))
    И даже на Тигуане теперь реклама Чухломы)))
    А вы, знаете Где?)))
     
    Последнее редактирование модератором: 13 ноя 2017
  17. app64

    app64 Модератор

    Сколько км вы накатали "внутри" ПЧ, без дороги от дома и до дома?
     
  18. myltiki 1003

    myltiki 1003 Совет стаи

    Я думаю, что по самим точкам около 500 - 600км...

    Отправлено с моего SM-G935F через Tapatalk