1. Уважаемый Гость, добро пожаловать на Амарокфорум - площадку для общения сообщества амароководов!
    Мы надеемся, что вам здесь понравится, вы к нам присоединитесь и поможете сделать форум ещё интереснее.

Отчёт Мангышлак 2015 отчет

Тема в разделе "За край Ойкумены. Отчеты о путешествиях.", создана пользователем p77, 17 май 2015.

  1. p77

    p77 Модератор

    [media]https://youtu.be/h-EC7ruDhms[/media]

    Итак, начнем!

    Наверно стоит начать с того, что мы к нашему путешествию в плане проработки маршрута особо не готовились.
    Точнее вообще не готовились, потому что было ощущение что там все просто. Типа степь да степь кругооом, путь далек лежиииит. :04: По степи разбросаны точки, их координаты имеются в наличии. Так что доедем до места, забьем координаты :23: и будем брать точки по мере их доступности и нашей в них заинтересованности.
    Так что вся подготовка маршрута заключалась в выкачивании из инета всего спутника Мангышлака в разрешении Z17 и описания точек с координатами.
    В сети полно различных отчетов по Мангышлаку. Народ делится файлами с точками и с треками, а также пишет роудбуки, составляет графики движения, различные планы посещения достопримечательностей.
    Но это ведь не наш метод! Ведь так хочется взглянуть на новую страну свежим и незамыленным взглядом, свободным от предрассудков и самостоятельно оценить крутизну найденных локаций. Но при этом надо было обязательно найти зуб акулы, посетить море, меловые горы и конкреции.
    В общем маршрут у нас был свободный.
    Однако все таки хочу сказать спасибо Ленд-Круизер клубу, который второй год подряд собирается туда-же куда и мы и где есть неленивые в плане сбора информации люди и где информация о маршруте и достопримечательностях выкладывается в сжатом и доступном виде.
    Что касается шмурдяка, то в плане еды, воды, топлива, вещей и тросов/шаклов/лопат/сентраков, мы были вполне подготовлены, хотя пара сентраков и джек были в единственном экземпляре у Игоря, но на две машины два джека это неоправданная роскошь. Мы везли с собой 130 литров воды в канистрах, у меня еще 40 литров дизеля, а у Вереска второй бак на 80л. У нас у обоих лифтованные, подготовленные машины с МТ колесами, люстрами, лебедками и прочими ништяками. Специально для Казахстана мы поставили циклоны на шноркели и как выяснилось не прогадали. Спали мы в кабинах на спальных фанерках, хотя особой необходимости в этом не было, потому что ночи были теплые.
    Маршрут предполагалось одолеть в два экипажа.
    Наш экипаж состоял из трех человек - я, Надя и маленький Рома, а экипаж Вересков из Игоря и Наташи.
    29 апреля
    [​IMG]
    В среду 29 апреля в 11 часов мы встретились с экипажем Вересков на нашей даче и выехали в сторону М6 в надежде доехать до Волгограда.
    До Волгограда меня обилетили на три рубля и это был единственный наш взнос продавцам полосатых палок за всю поездку.
    Количество выписанных нам писем счастья мы огласим немного позже.
    В Волгоград приехали в полночь и пока город был без дневных пробок переехали по мосту на левый берег Волги.
    Где-то перед Ахтубинском встали на ночевку у какого-то ерика. Место это я сегодня искал в гугле, но не нашел.
    Съезжали на поляну к берегу ерика с приключениями.
    Нашли дырку в придорожных кустах к берегу ерика и давай туда поворачивать.
    Хотя скорее я говорю Вереску - давай поворачивай. Он пытается повернуть, а там большой уклон и одни сухие ветки с колючками. Мы давай их рубить, потом вроде продвинули машину вперед и оказалось, что она упирается колесом в здоровенные металлические штыри, торчащие из земли. Время - часа три ночи, темень, ничего не видно, говорю Игорю, там один штырь, езжай!.
    Он мне - да вот еще один, чуть ли в колесо не упирается.
    Я ему говорю езжай, проезжаешь. Ну он проехал, а там оказался еще один третий штырь с внутренней стороны колеса. Так что приключения могли начаться еще до границы, но нам повезло.
    Утром мы предположили, что эти штыри предназначались для натяжки троса для парома на другой берег ерика.
    После ночного приключения я проехал вперед вдоль кустов и выехал на берег фактически беспрепятственно.
    Легли спать и проснулись в довольно милом месте.
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    Место стоянки на гугл мапс
    https://www.google.ru/maps/@48.691537,45.2633773,186m/data=!3m1!1e3?hl=ru
     
  2. Veresk

    Veresk Опытный

    Ну чтож, и мы будем дополнять своими воспоминаниями, заметками натуралистов и всякими пространными размышлениями на околомангышлакские темы…
    «Не готовились…» Это мягко сказано. На первый клубный сбор на Селигере готовились тщательнее, чем в эту поездку. Вообще, с каждой экспедицией (как бы не резало слово слух некоторым форумчанам – но об этом позже ;) ) пофигизм в сборах начинает зашкаливать всё круче и больше. Я честно, начал было собирать информацию, как то её систематизировать. Мы даже встретились за месяц до отъезда обеими экипажами типа обменяться картами, точками, инфой и т.п… Итог встречи: «А, по месту разберемся…» Зато четко распределили обязанности: Женя р77 отвечал за навигацию, я за внедорожные ништяки. Поэтому в поездку мы своим экипажем взяли только пустой планшет, бумажную карту Казахстана, и…..
    - джек, два кевларовых троса для лебедки, якоря, траки, маленький домкрат (не пригодился), три лопаты (пригодились все), четыре канистры по 20 л для воды, шаклы, скобы, стяжки – на вес, ну и масла фильтра ремни подшипники россыпью в обоих экипажах.
    Кроме того ещё зимой были запланированы усовершенствования Ворона, которые призваны были улучшить дальность и комфорт полёта. Не буду перечислять всё, что хотелось сделать, поскольку реализовать удалось только: а) починить свет на люстре и дуге «отвалившийся» ещё зимой в Мезени, б) поставить в подлокотник инвертор на 220, в) поставить второй бак на 80 литров. Воздушная подготовка свелась к установке вместе с р77 насадок Циклон, а про уплотнители на борт я просто забыл (о чем жалел позже по нескольку раз на дню).
    Это на бумаге всё так красиво и монументально смотрится: джеки, баки… А на самом деле за три дня до отъезда машина стояла ещё у мастеров в Мытищах с разобранными топливными магистралями и естественно без бака. Забрал я её 28 вечером накануне отъезда. Так что нам предстояла "ночь последней гайки" и обкатка новой системы уже в дороге.
    Ящики ещё прикупили в общефорумной теме. Ящики показали себя достаточно неплохо. Опыт их эксплуатации опишу в более поздних отчетах.
    Итак, 28.04. 22 часа вечера. Начинаем собирать машину: сначала шмурдяк, потом деньги документы, потом продукты, потом остальное. Это «потом остальное» - уже в третьем часу. Когда понимаем с женой, что уже тупим не по детски, и скоро перегрызем друг друга – ложимся спать. 29 рабочий день. Чтоб не стоять в утренних пробках – решаем выехать часов в 6 и уже на трассе отоспаться и дождаться экипаж р77.
    29.05. 6 утра. Выезжаем. Ночные сборы – зло. А в совокупности с ранним подъемом – двойное зло. Уже доехав до МКАД понимаю, что забыл все теплые вещи, а Наташа – солнцезащитные очки. Благо день рабочий, а времени у нас до-хрена. Заезжаем на Птичий рынок за очками и курткой, гуляем, троллим продавцов и наслаждаемся началом отпуска и неожиданно появившейся свободой – эта поездка без детей: старший учится, младшую решили не мучить, а средняя сама заартачилась. Двоякое чувство, как то привыкли мы всё с детьми…
    В 11 встречаемся у р77 на даче и выдвигаемся. День в дороге – ничего особенного, кроме одного. Работа решительно не хотела меня отпускать: непрекращающиеся звонки, ватцапы, СМС, Скайп конференции, почта и прочий бред. Пару раз останавливался «на переговоры» - и тогда р77 уезжал вперед, а мы потом догоняли. Но у него в экипаже был ещё один участник – Роман Евгеньевич, который очень заботился, чтоб мы сильно не отстали и оттормаживал свой экипаж на попить/пописать. Тогда уже мы уезжали вперед, а Женя догонял. Вот на таком догоне он и полегчал на 3000 рублей, отдав дань местным опричникам. Итогом же моего рабочего дня стал организованный по телефону квест с двенадцатью привлеченными участниками. Выглядело это примерно так:
    На телефон отправлялось СМС следующего содержания, например: «Вадим. В 23.15 надо забрать документы по адресу… и отвезти их по адресу …., передать …, он подпишет и вернет тебе. Вознаграждение – 2000 руб. Принять?» Если ответ «Да», то следующие инструкции. И так параллельно 12 человек. Начался квест в 16 часов 29.04 а закончился только на следующий день в районе обеда. В восемь утра абсурдность сообщений достигла апофеоза:
    - «Белка в дупле»
    - «Миссия выполнена, Гарри, Вас ждет награда - 3000 золотом».
    Но, несмотря на то, что работа тянула назад, вольный ветер уже раздувал паруса и гнал нас вперед, навстречу неизведанному.
    В дороге приняли очень тактически мудрое решение - проехать Волгоград ночью. Лучше на кофе и энергетиках пропилить ещё полтора часа, чем на утро день потерять проезжая этого урбанистического удава, как бы красив он ни был. Встали на ночь в симпатичном месте. Вставали с боем, через кусты и металлические штыри. Слепая удача, позволившая пройти моему колесу между тремя из них не разорвав покрышку и не оторвав что нибудь от машины была первой ласточкой невероятных везений, сопутствующих нам все это путешествие.

    Утро было прекрасно, мы планировали днем пересечь границу Казахстана, выйти на маршрут и легко покатиться по бескрайнем степям навстречу новым приключениям.
     
  3. p77

    p77 Модератор

    30 апреля
    [​IMG]
    На 30 апреля был план пересечь границу и доехать поближе к Атырау.
    В общем пока собирались, пока выезжали, пока покупали рыбу в Харабалях, день стал заканчиваться. По дороге развлекались считая стоящих вдоль дороги сурков и валяющихся дохлых лошадей. Мне больше везло на сурков, а Игорю на лошадей.
    Перед поворотом на погранпереход остановились пообедать в полях.
    Бескрайние поля с рощицами деревьев вдалеке и с пасущимися лошадьми очень хороши, когда светит солнце.
    У нас солнце то светило, то не светило, но в целом было тепло и хорошо, хотя иногда с неба падали крупные, единичные капли дождя. В общем мы решили, что погода меняется и двинули к границе.
    Повернули на границу. Дорога немного ухудшилась. Наш переход прошли быстро за 30-40 минут. Досмотр был чисто символическим. Очередь была одна, на легковушки и грузовики и никто особо ее не нарушал (наверное за такое нарушение в Казахстане сразу полагается секир-башка от соседей по очереди :01: ).
    Днем нас немного напугал Максим из Ленд-круизер клуба, рассказав, что на казахской стороне один их экипаж приняли за мачете фискарс и уже двое суток держат рядом с прокуратурой для дачи объяснений, причем все должностные лица куда-то смылись на праздники. Поэтому надежно спрятав все наши мачете и ножи с топорами в задний карман шорт :01: мы с тревогой приближались к казахскому посту. Перед казахским постом была очередь в 400 м, а на посту надпись КазаКстан. Поэтому наверно в казахстане живут казаки, а не казахи, в чем я пока есичесно не уверен. В вики я читал, что после национального размежевания в 20-30 годы их называли кыргиз-кайсаками и только потом стали называть казахами, а вот теперь наверное казаками.
    Встали..... Очередь не двигалась....
    В общем в итоге выяснилось, что на посту завис компьютер и мы отстояли в очереди около 6 часов.
    Наш хвост шел от моста через пограничную речку по высокой насыпи и отойти пописать там было некуда, поэтому мы все несли в себе и жаждали уже въехать поскорее в страну ставшую целью нашего путешествия.
    Собственно как это у нас водится, где-то за полночь мы в нее и въехали.
    Досмотра фактически не было, было заполнение миграционной карты, фото на память и - вы свободны.
    Снаружи все говорило что мы уже за границей :01:
    Асфальтовое покрытие присутствовало фрагментарно, вокруг бегали люди, собаки и не выбирая направления катились машины. Мы стали узнавать где взять страховку, поменять деньги и купить местную симку с интернетом. Выяснилось, что все услуги предоставляют в местном убогом придорожном сервисе, в обшарпаных палатках с пирожками и водичкой, а деньги надо менять у валютчиков, поскольку никакого банка здесь нет и в помине. Мы поменяли по 10 000р на 32 000 теньге, купили за 1200т симку и за 580т карту на мобильный платеж в 500т. За страховку отдали около 3000т, но точно не помню (посмотрел, страховая премия 680 т). Я забыл вписать Надьку в страховку и она всю дорогу по Казахстану этим пользовалась :19: .
    Во втором часу ночи по Москве поехали в сторону Атырау. В Казахстане разница во времени + 2 час (а может и +3, мы так и не поняли, потому что смартфоны и планшеты сошли с ума и показывали любое время на выбор).
    Отъехав от поста мы поняли, что не ту страну назвали Гондурасом. Дорога была не просто плохая, а пипец какая плохая :19: Скорость по ней колебалась от 5 до 30 км/ч и я с грустью осознал, что до Атырау мы так будем ехать около суток.
    На дороге попадались знаки ограничения скорости в 40 и 60 км/ч, что выглядело полным издевательством. Разок попался патрульный экипаж. Наверное он мерял скорость и очень сокрушался, что место на которое их поставили такое бесперспективное. Хотя имхо по большому счету их интересовали фуры.
    Часика в 3-4 по Москве, меня начало вырубать и нам пришлось остановиться. Местность вокруг была не ровная, холмистая с какими-то лужами-водопоями. Попетляв вдоль водопоев с размешенным копытами берегом мы решили, что это не айс и пошли искать озера, которые в большом количестве присутствовали на спутнике.
    Доехали до такого озера и давай его искать, а его нет. :10: В общем стоя точно посередине озера со спутника и глядя на песок под ногами до нас дошло, что эти озера на спутнике по сути - дождевые лужи и сейчас их просто фактически нет и что весь спутник вообще не соответствует действительности. :05:
    Ладно, поехали дальше. Дождавшись когда местность вокруг немного разгладится, повернули в степь и начали искать низинку для укрытия от ветра и чтобы нас не было видно с дороги. Нашли и встали уже ближе к утру.
     
  4. Veresk

    Veresk Опытный

    Место, которое мы выбрали для ночевки, ничем не отличалось от того, что было полкилометра вперед, назад, вправо, влево от нас. Это был кусок степи. В какой-то момент нам просто надоело ехать «в сторону от дороги» и мы остановились. Дорога была где то там, в паре километров и иногда светила огнями изредка проползающих машин. Спать не хотелось. Так бывает, когда перебил сон кофе и энергетиками и перешел в состояние сомнамбулы с заторможенными реакциями, не спящий, но и не совсем адекватный уже.
    Вспоминалось, как ровно год назад мы проходили границу Грузии. Погранпереход Верхний Ларс - это был космос, это был 21 век! Сервис, скорость, качество… Цивилизация на фоне полной дичи и Кавказа. Государство, стремящееся в будущее. А здесь – полный ….! Бабайщина! И сам переход и сервис. Пофигизм к мещанству у кочевых народов в крови, это факт. Непрошибаемо. Фанеро-картонные бытовки, облезлые столы, за грязной занавеской нары в два яруса – это филиал страховой компании. Самих страховщиков описывать не буду. Всё это накладывалось на 6-ти часовое ожидание, на неповоротливость таможенников. Я был раздраженный и усталый. Ещё эта казахская дорога! Спасали грунтовки по степи, жаль не везде они были.
    Прошедший день на фоне усталости вспоминался уже чем то далеким и невнятным. А жаль, он был совсем неплох. Наши обеденные и кофейные остановки были живописны и уже начинали приобретать некий местный колорит: то лошадь дохлая рядом валяется, то дерево не найдешь...[​IMG] [​IMG] [​IMG]
    Днем выяснилось, что у р77 достаточно острое зрение и он постоянно по обочинам палил всякую мелкую живность, которую мы с Наташей не могли разглядеть даже когда знали где искать. Уже потом к этому как то попривыкли. А по началу это воспринималось как в фильме ДМБ: «-Ты суслика видишь? -Нет! –А он есть!» [​IMG]
    Ощущения от Казахстана были, пока, не понятные. Но два дня дороги и целебный Вайт Хорс всё же убаюкали мою мечущуюся душу и погрузили наш лагерь в сон.
     
  5. p77

    p77 Модератор

    1 мая
    [​IMG]
    Утром оказалось, что в 200 метрах от нас находится некрополь, а наш ориентир (тоже озеро со спутника) почти полностью высох и оставил от себя центральную лужу, окруженную истоптанной копытами грязью, к которой подходить за водичкой совсем не хотелось.
    Дальше был путь до Атырау. Давление в колесах сделали 1,8 перед /2,0 зад.
    По сторонам была степь, дорога была плохая, но уже лучше того, что было у границы. Справедливости ради надо добавить, что потом в инете мы нашли информацию о том, что от Атырау до перехода в Котяевке есть новая дорога которая идет параллельно и которую вроде только что сделали и еще не нанесли на карты, но никаких поворотов на эту ровную дорогу мы не видели, а фуры вместе с нами по разбитой дороге ехали и поэтому относительно достоверности данной информации ничего сообщить мы не можем.
    Временами по сторонам появлялись нефтяные качалки. Дорога пересекала нефтепроводы, о чем свидетельствовали специальные таблички и знаки о запрете остановки.
    В общем добрались до Атырау, заправились и поехали в сторону Бейнеу. В Атырау много стелл посвещенных нефтяному бизнесу символизирующих гигантскую каплю нефти и запорную арматуру в стиле "Последний выдох господина ПЖ".
    От Атырау до Бейнеу дорога была абсолютно ровная и без нареканий. Мы не гнали, потому что боялись гнева местных гаишников и их гигантских штрафов, которые начинаются от 3000р на наши деньги за превышение свыше 10 км/ч. Поэтому наша скорость в городе была не больше 70, а по трассе не больше 100 км/ч. Весь день прошел в дороге.
    [​IMG]
    Остановились перекусить у барана рядом с соленым озером.
    Пейзаж вокруг - степь и солончаки.
    По дороге много стелл с различными символическими животными и не только копытными, но еще с котами и птицами.
    До Бейнеу не доехали около 50 км и уехали в степь на ночевку. К ночи подул ветер и капали капли дождя. Ветер был сильный, но не ураганный. Нес песок и сдувал вещи. Пока искали в степи место стоянки (повернули от дороги на 90 градусов и поехали по азимуту) пересекли линию ЛЭП, провода на которой провисали так низко, что я реально боялся задеть их антенной. Поставили лагерь. Поужинали с ветерком и с песком на зубах легли спать.
     
  6. p77

    p77 Модератор

    2 мая
    [​IMG]
    Утро выдалось на удивление добрым и ласковым. С утра к нам залетали скарабеи, а потом поползли черепахи. Вокруг все было в черепашьих норах. Свежевыброшеный из нор грунт говорил о том, что норы жилые.
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    Встали, позавтракали фирменной яичницей из 10 яиц с беконом, луком и сладким перцем, собрались и поехали дальше.
    В Бейнеу нас интересовала заправка, но найденная нами заправка Казмунгаза (или както еще похоже) торговала соляркой с одного пистолета и к этому пистолету выстроилась очередь из нескольких фур. Вереску солярка не требовалась, а у меня было на 500 км вместе с канистрами. Следующая заправка была в Шетпе, через 350 км. Я решил не терять час времени в очереди и двинуться вперед в сторону Сора Тузбаира, а потом заехать в Шетпе заправиться. В общем поехали дальше. Дорога до поворота на Сор Тузбаир была идеальная, за исключением небольшого объезда. За Сай-Утесом дорога потеряла свою идеальную ровность и поэтому повернуть в степь на грунтовку в сторону Жанаозена было легко и просто. За этой условной чертой собственно и начинались основные приключения, в том числе бескрайние грунтовые дороги по диким степям Мангышлака.
    Съехав с асфальта мы сразу погрузились в новые ощущения от езды. Направление было понятно без карты и компаса. 10-15 параллельных грунтовок разной степени ушатаности уходили на юго/юго-запад вдоль линии ЛЭП. Пока мы привыкали к новой обстановке мы успели и попылить друг на друга, и попрыгать через поперечные колеи с отрывом всех колес от земли, и поперестраиваться, хаотично меняя одну грунтовку на другую и, что самое зашибенское, пытаясь не цеплять днищем гребень в глубокой колее, ехать одним колесом по гребню пропуская одну из колей под днищем и ВНЕЗАПНО попадая в крутой поворот, удерживать сползающую наружу машину одним колесом по круто поворачивающему гребню и молится надеясь, что машину не стащит вниз и она не сделает уши.
    Так с шутками и прибаутками мы доехали до Сора Тузбаира.
    Теперь я хочу рассказать что такое сор. Вики:
    В общем ехали, ехали и внезапно увидели, что впереди появилось дополнительное пространство. Подъехав ближе я оценил пространство впереди как что-то уходящее в бесконечность. Как я потом узнал разглядывая генштабовские карты, это был западный чинк Устюрта, он же древний береговой утес. Вики:
    Ну про кота я только сейчас узнал, а не то бы поймал и притащил его сюда в Москву.
    Собственно сюда то я ехал :01: . В одном из отчетов один парень писал, что здесь нашли здоровенный акулий зуб длинной в 5 см. Я был уверен, что как говаривает мой маленький сынок, такой здоровый зуб мне точно понадобится, а значит надо идти и прочесывать весь этот сор на предмет акулих зубов. Правда тот парень вниз не съезжал, а спустился с чинка вниз пешком и забрался обратно. Но для амароковода преград не существует :04: , а то что по сорам ездить нельзя я не знал, поэтому мы рванули вниз. Стоит однако заметить, что судя по следам, мы там ездили не одни. Но точно одни из немногих, поскольку основной турпоток идет по верху чинка, фотается на смотровых площадках и с чувством выполненного долга едет дальше к новой цели.
    Первый же спуск существенно изменил окружающую действительность, потому что степь с чахлой полынью исчезла уступив место меловым утесам и ракушечнику. Остановились пофоткаться рядом с слюдяной осыпью и тушей дохлого верблюда. За верблюдом красиво цвел какой-то розовый куст.
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    Дальше мы спустились еще чуть пониже и поняли что чинк условно разделен на несколько уступов и мы проехали первый из них.
    [​IMG][​IMG]
    Пофоткались и спустились в самый низ в котловину сора.Надо сказать, что дорога на Жанаозен идет прямо по этой котловине и она немного отсыпана, чтобы ее не подмывало. Впереди на дороге стояла точка, которую какой-то бывалый путешественник назвал "Брод древнего моря" но мы туда не поехали, поскольку я полагал, что зубы акул валяются рядом с чинком, поскольку дождевая вода размывая утесы вымывает акульи зубы и они вместе с водой попадают в котловину сора, чтобы потом закопаться в его глинистом дне навсегда. Так что зубы будут лежать прямо у подножия чинка - думал я. :08: И собственно сразу как спустился вниз повернул вдоль чинка на запад, остановился и пошел искать.
    Поискав минуты две я нашел акулий зуб. :04: Конечно обрадовался :07: думал вот уже и первый зуб нашел. :04: Сейчас думаю попрет. Зуб был небольшой, около 2-3 см длинной и не треугольный, а типа иглы или шипа, цилиндрическое, самую малость изогнутое тело округлого сечения, острое на конце. С обратной стороны сохранился фрагмент прилегающей костной ткани. Сомнений в его акульем происхождении у меня не было. Зубы-иголки у парнокопытных не встречаются. Я конечно поделился своей огромной радостью с остальными, а также с маленьким Ромой. Ромка попросил меня подержать зуб. Я отдал и пошел искать следующий. Искал, искал, искал... Зубов не было видно. Через несколько минут я понял что соскучился по своему первому акульему зубу и спросил Рому где он. Рома растерялся и не ответил, но после нескольких наводящих вопросов сказал, что он его выкинул, потому что это был не зуб акулы, а коготь черепахи. Я выпал в осадок. :22: :22: :22: :22: :22:
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    Тем временем пришла пора обедать и мы поехали дальше на запад по подножию чинка. Чинк становился все живописнее и живописнее. В результате эрозии в его меловых или известковых склонах вода вымыла здоровенные промоины и его край представлял из себя нагромождение расщелин, они-же фьорды, шхеры, заводи и лагуны. Во время дождя вода из этих расщелин вытекала бодрым потоком, оставляя кучу русл ручьев и собственно давая представление о том, что все подножие чинка во время дождя покрывается потоками воды, которая после вытекания в котловину стремится к ее центру (находящемуся в 10 км от нас) и по ходу перемещения испаряется. Как бы было понятно, что ливень не просто сделает наше движение обратно невозможным, но и может просто нас смыть из какой нибудь расщелины с обильным дождевым стоком. Было видно, что во время ливня, вода ворочает здоровенные куски мела, которые потом присыхают в известковом русле.
    Известка под ногами во время дождя размягчается до состояния сметаны, а потом высыхает образуя ровный наливной пол. В самих расщелинах, где вода течет под большим углом, куски мела вяло катятся вниз по вязкому известковому основанию и после дождя присыхают на полдороги вниз.
    В общем мы нашли расщелину поживописнее и встали на обед.
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    Пока обед готовился пошли полазить по уступам. (зубы,зубы,зубы, зубы, зубы :14: )
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    Но акульи зубы куда-то попрятались :02: У подножия чинка лежало много ежиных шкурок. Пока я обшаривал пространство в поиске зуба акулы, высохшие ежиные шкурки встречались мне более пяти раз. Видимо ежики падают с уступов и погибают. А может они дохнут сверху и их тушки смывает дождевой водой. Пока я обшаривал утесы, день начал заканчиваться. Солнце заходило в 18-30 по Москве. В 19-00 было уже темно. Но мы тем не менее собрали лагерь и поехали.... Ехали, ехали.... Но почему-то не в сторону Шетпе, а дальше вдоль чинка на запад. Магия этого места не отпускала и хотелось проехать еще чуть дальше, посмотреть, а что же там дальше. В общем проехали вперед около километра и начался закат.
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    Мы пофоткались, подъехали к чинку, нашли в нем подходящую расщелину и поставили лагерь на ночь.
    Когда ставили лагерь, я нашел второй зуб акулы :07: :04: :05: небольшой и треугольный.
    Ночь была светлой, полная луна светила как фонарь. Игорь достал вязанку подмосковных березовых дров и мы разожгли костерок.
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    На свет фонарей прилетели скарабеи.
    [​IMG]
    место нашей стоянки на гугл мапс:
    https://www.google.ru/maps/@44.0104367,53.407729,213m/data=!3m1!1e3?hl=ru
     
  7. Veresk

    Veresk Опытный

    Нет, нет, нет… Всё было не так!
    Ну утро там с черепахами, ну яичница фирменная – это да! Но дальше всё было по другому.
    Заправку в Бейнеу мы проигнорили и дядя Женя сказал, что у него топлива хватит обогнуть весь Тузбаир два раза (а может и больше) и что терять час мы не будем, потому что за это время все зубы акульи разберут и нам ничего не достанется. Я на тот момент пока еще не до конца загрузил SAS планету, ехал по Гугл земля на Айфоне и довольно смутно представлял где мы находимся. Вернее не так... Я "представлял где мы" - как космонавт с орбиты. О!!! Мы – на Мангышлаке (оказывается)! И тут Женя говорит, что мол, приехали, нам сюда, съезжает с асфальта в степь и… пропадает в облаке пыли. Я, как правильный замыкающий, остановился, сказал ему, что, мол, «товарищ солдат, не капайте мне пожалуйста на лицо оловом» и поехал потихоньку в направлении его пыльного следа. А Женька прям втопил! Смотрю, скоро вообще его из виду потеряю, догонять надо. Ну я тоже поддал.
    Это были первые уроки езды по степи. Да, было классно. Страшновато порой, но классно. Это даже не езда, это пилотирование, включающее и перекладку машины с гребня на гребень, и переброску массы перед поперечными препятствиями и прочие вкусняшки. Мне по грунтовкам ездить очень понравилось.
    А потом был Сор Тузбаир!!! Локация, в которую мы погрузились с головой сразу и полностью. Он и сам по себе одно из красивейших мест всей поездки. А у нас он вообще был первой точкой, поэтому… какие там зубы…? И пока дядя Женя, воодушевленный первой находкой и убитый такой скорой её потерей, бродил в поисках новых артефактов я решительно полез на верхний уступ. Или на второй с низу. Не столь важно, поскольку каждый валун, каждый изгиб и камень были прекрасны. Мы с трудом, спустя много времени, заставляли себя сняться с места, проезжали триста метров и опять увязали в новой красоте… Наверно за весь день в Тузбаире мы не проехали и 5 километров. Отдыхали, гуляли, фотографировались.
    Когда начало смеркаться мы двинулись дальше и, завернув за выступ (фактически проехав с обеда до заката метров 300), попали в лунную сказку! Закатное солнце высвечивало меловые горы, свет отражался от белой матовой поверхности, накладывался на камни, разбавлялся длинными тенями… Эйфория полная. Мысли уезжать оттуда даже не возникало. Когда стемнело мы просто отъехали на сто метров и встали в прекрасной однокомнатной квартире (отличная ниша в меловых останцах) на ночлег. Там, конечно, было не совсем ровно под колесами, надо было выровнять машину и… Дядя Женя нас убил!!! Он весь день искал зуб, но сейчас ему нужен был небольшой камень подложить под колесо. Ну и зуб конечно! Выходит значит он из машины, говорит: «Так, так, мне нужен зуб и камень! Подходит, поднимает камень, под ним лежит ЗУБ и с выражением полного тупняка говорит, что он блин зуб нашел» Ночью! В темноте! Под камнем!
    А потом взошла луна и стало светло. Представьте, небо в звездах, южная ночь и светло. Лунный свет, отражаясь от мела, залил всё матовым белым свечением. Можно было ходить без фонарей, даже фотографировать без гипервыдержки и вспышки. Есть несколько фото, сделанных на коротких выдержках со штатива, которые очень правдоподобно отражают освещение того момента (жаль я их выкладывать так и не научился).
    П.С. А костер из березовых поленьев горел не для интиму, а потому, что эти дрова в коробке из под памперса, меня уже в конец достали, норовили постоянно рассыпаться и залезть под вещи и ящики. И мне нужен был лишь намек на повод от них избавиться. Спать мы ложились с мыслями: «Если первая же локация – такая красота, то что же будет дальше? И еще – если нам на пять километров Тузбаира потребовался день, то такими темпами можно отсюда вообще не уехать»…
     
  8. p77

    p77 Модератор

    3 мая
    [​IMG]
    Утро было ясным и солнечным. С утра пораньше (а мы вставали в 5 часов по Москве) встали и начали завтракать. К тому времени я уже обежал подножие чинка на километр от лагеря, но акулих зубов не было.
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    Собрались и поехали дальше в глубь сора....
    [​IMG][​IMG][​IMG]
    Поверхность такыра была мягкая. Машина оставляла за собой след и мы старались ехать осторожно и поглядывая друг на друга, чтобы есичо провалиться недалеко от твердого участка. Постепенно мы осмелели и довольно сильно разогнались. Но осторожность все таки не пустила нас по направлению к центру сора, а направила поближе к чинку, где точно должен был присутствовать твердый грунт. По мере приближения к чинку, начали появляться небольшие кочки, что имхо свидетельствовало о наличии твердого дна под глиняной плиткой. Также недалеко от края чинка, по краю такыра шли колеи от таких же как мы отчаянных путешественников. По виду этих колей можно было оценивать твердость грунта. Из некоторых колей поблескивали пятна соли от высохших в них луж. Мы проехали еще пару км на запад и подъехали к чинку. Он завораживал.
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    Тут на крае чинка мы трезво оценили свои силы, количество топлива и нашу способность проехать по подножию дальше и решили разворачиваться обратно до пересекающей Сор Тузбаир дороги Сай-Утес - Жанаозен, оттуда наверх чинка и вдоль чинка на запад до дороги на Шетпе.
    Забрались наверх, пофоткались..... Того места на такыре, где мы час назад крутили пятаки, разбрасывая вокруг комья глины, видно не было. Гора рядом с нашей стоянкой выглядела кучкой мела...
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    Наверху цвели красивые цветочки.
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    Мы не стали объезжать все смотровые, потому что уже насмотрелись и смотреть сверху было неинтересно. Хотелось бы проделать путь на запад до дороги по дну котловины, но наша экскурсия по Казахстану такого не предусматривала. Кроме того к самому сору, что белел вдалеке мы так и не приблизились, потому что было страшно ехать по рыхлому такыру даже в пяти километрах от белеющего края сора.
    В общем мы немного срезали и выехали на асфальт в месте, которое на викимапии называется Перевал Маната. Хотя дорога вниз в котловину была уже не совсем асфальтированной, а скорее жутким каменистым грейдером. Такая дорога шла около 20 км и вытрясла нам весь мозг.
    Потом дорожка улучшилась, но было жарковато, дорога была абсолютно прямой, но изобиловала длительными (километровыми) подъемами и спусками.
    Как всегда ветер дул спереди и справа и машину тянуло влево. Подъемы кипятили движок и в какой-то момент бортовой компьютер показал 107С. Верески тоже время от времени перегревались и мы не останавливались, но регулярно сбавляли темп до 90 км/ч. У меня ничего не сигнализировало о перегреве, но температурные показания борткомпьютера не способствовали увеличению скорости движения. На придорожном месте для отдыха мы выбросили мусор. Удивило, что для мусора там было обустроен бетонный цилиндрический мусорник со следами огня. Это меня несколько удивило. Я конечно допускал, что казахи сжигают мусор, но ведь не весь мусор горит, а бетонная мусорка была высотой в 1,5 метра и не предусматривала ее поднятия, переворота и вытряхивания в мусорную машину. Получается, что какой-то несчастный, время от времени должен был влезать на это пепелище с лопатой и чистить ее. :14: Потом я еще несколько раз видел у дороги бетонные обгорелые мусорки, но правда меньших размеров.
    В Шетпе мы приехали во второй половине дня, это в 14-15 часов по Москве.
    На въезде в город была ушатаная заправка. Мы остановились напротив и спросили у парня есть ли тут еще заправки. Парень ответил, что наверное это единственная, но сам он не местный. Городок Шетпе не производил впечатление курортного городишка со своей сетью заправок и мы решили заправляться здесь. Уже потом выяснилось, что в Шетпе 3 или 4 заправки, но правда все страшные, а единственная Казмунгазовская - газовая. На заправке за кассой сидела девченка лет 14-ти. На мой вопрос о классе дизельного топлива она ничего не смогла ответить. Я смирился с судьбой и сказал залить мои пустые баки до полного. Это была моя последняя черта после которой я почувствовал, что стал настоящим казахом, ведь мое чудесное лукойловское топливо класса евро-5 совсем закончилось и моя топливная связь с далекой родиной прервалась. Это было мое сильное эмоциональное переживание, которое я стойко перенес держа в руке вонючий заправочный пистолет из которого приличная часть топлива текла прямо на землю.
    Заправились и решили посетить мойку напротив, чтобы сбить дорожную пыль. Я как сторонник грязевого лайнекса для своей любимой машинки согласился на это только ради престижа Российской Федерации чтобы, так сказать, не ударить в грязь лицом перед помытыми казахскими машинами.
    Мойщик по русски не говорил, но (как известный испанский мальчик, который смог жестами объяснить, что его зовут Хуан :01: ) как-то объяснил Вереску, что мойка стоит 1200теньге. После мойки мы попросили залить нам воды в канистры и он великодушно наполнил нам 3 канистры из холодной батареи (как я понял система отопления заменяет в Шетпе водопровод), показав жестами, что к его сожалению больше не сможет нам налить, поскольку где-то рядом шакалит его начальник. В принципе я был очень рад воде из батареи, потому что никаких источников мы не видели (возможно потому что так и не забили точки в навигатор).
    Потом мы поехали искать супермаркет и нашли что-то на него похожее. Там мы чего-то купили (точно были яйца для нашей утренней яичницы, было мороженое, какая-то молочка для меня, а дальше не помню). К нашим машинам на стоянке магазина подъехали два казахских подростка на велосипедах. Чистенькие такие, опрятные. Говорят мне - ду ю спик инглишь? Я им - ес ай ду :04: Они поулыбались немного помахали рукой и уехали. В общем с русским языком в Казахстане довольно плохо и с английским видимо тоже. :01: После этого я принялся лихорадочно забивать точки в навигатор ГУ, потому что дальше я не понимал, куда на надо ехать. Подгруженные из инета файлы с точками дали такую буйную россыпь на карте, что окончательно запутали меня. При крупном масштабе карты все интересные точки уползали за края экрана, а при уменьшении, все точки сливались в сплошной ком из меток и становилось совсем ничего не понятно. В общем путем мозгового штурма было принято решение ехать на мыс Жигылган, где обвалился грунт и есть море. А по дороге будем смотреть что есть по сторонам маршрута.
    Поехали..... После того как выехали, в карте Викимапии увидели, что по дороге будет долина шаров/конкреций (а это была обязательная для посещения локация, поскольку перед поездкой я заказал наклейку с фоткой этих шаров :14: ну и собственно очень хотелось на них посмотреть). Спутник не давал четкого понимания как ехать к шарам, потому что между дорогой и долиной был сор/такыр и было не понятно как строить маршрут. Сначала попытались съехать перед сором, но что-то остановило. Потом подъехали к сору и увидели, что оно совсем сухое и это ровный, нерастрескавшийся глиняный такыр. Съехали прямо на такыр и поехали и тут у меня порвался приводной/поликлиновый ремень. Поменяли ремень, послушали жуткий металлический лязг из под капота, закрыли капот и поехали дальше. Объехали по краю влажные участки глины, немного поплутали и выехали наконец на дорожку ведущую насквозь долины шаров. Шары начались сразу за такыром. Одновременно с шарами появились черепахи в приличном количестве. Трава между шарами была зеленой и сочной и черепахи очевидно тянулись на зеленую травку. В общем шары были красивые :04: . Но несмотря на размер долины около 10 км, данная локация была по факту самой незначительной из всех что мы посетили. Напоследок мы взяли небольшую конкрецию с собой и поехали на дорогу.
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    Долина шаров на гугл мапс:
    https://www.google.ru/maps/@44.3222487,51.5986741,425m/data=!3m1!1e3?hl=ru
    Дальше была гонка за уходящим солнцем.
    Мы стремились выехать к Жигылгану засветло :14: и поэтому гнали неподецки.
    Пока ехали по грейдеру было еще кое как прогнозируемо, потому что Вереск, который уехал вперед есичо кричал в рацию - яма справа!!!!! или кочки посередине!!!!! и я пытался обшаривая взглядом дорогу понять о каких именно из сотен имеющихся в наличии кочек и ям он говорит. Однако потом, когда мы съехали с грейдера на грунтовку к Жигылгану выяснилось наше катастрофическое отставание от заката солнца и поскольку я выехал вперед, то наплевав на все я погнал по закатной степи со скоростью доходящей 90 км/ч. Мне очень повезло, что грунтовки в сторону Жигылгана попались относительно ровные. Я не знаю, остались ли у нас фото/видео материалы данной гонки, но я ее точно запомню, потому что мы неслись прямо по направлению на солнце и красный солнечный диск опускался перед нами на степь, а мы ничего не могли с этим поделать. Когда мы выехали к морскому берегу, который представлял из себя высокий утес/чинк, и увидели внизу Каспийское море, то от солнечного диска осталась только одна полоска, которая в течении одной минуты скрылась в глубине моря.
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    Сразу стемнело и мы решили ехать на подножие берега. Честно сказать женская часть нашего экипажа сомневалась в наших способностях по съезду вниз, но мы уверенными звукоизвлечениями прекратили паник-шоу и покатили вперед/вниз с предварительным просмотром дорожки. На белых камешках склона, почти везде четко отпечатались черные следы от чьей-то пробуксовки, что скорее свидетельствовало не о сложной борьбе полноприводных машин с большим уклоном, а о том, что сюда лезут всякие недоприводы, которые не знают потом как выбраться обратно.
    Спустившись, мы сделали полукруг вдоль чинка и каких-то строений, выехали на береговую линию нигде не застряв. Как потом выяснилось, это была большая удача, поскольку тут недавно был дождь и глиняные ловушки ждали свои жертвы. Проехали немного вдоль моря по песку, в поисках места поровнее для ночевки. На береговую линию нанесло много водорослей, которые лежали толстым слоем, сильно пахли, были рыхлыми и влажными, что препятствовало проезду прямо по ним. Поэтому мы ехали по тонкой линии песка между кучами водорослей и плоским, поросшим травой подножием чинка. Пока искали площадку, колесом переехали змею, которая тут же смылась. Пока искали первую змею, приползла вторая и мы используя крючок/багорик для вытаскивания шмурдяка из кунга ее скрутили. Прижали крючком голову и Вереск взял ее в руки. Змейка вонюче обгадилась в руках у Вереска и желание держать ее в руках тут же пропало. В общем мы решили, что это разновидность водяных ужей, но без пятен на голове и типичного гадючьего раскраса. На мои попытки раскрыть ей рот и рассмотреть зубья, змейка не реагировала, а багорик ей в рот не влез, поэтому мы отпустили ее в прибрежную траву, а сами занялись устройством лагеря. Вышла полная луна, на свет фонарей прилетели мотыльки, ветра не было и рядом тихонько плескалось море. :04:
     
  9. Veresk

    Veresk Опытный

    О том же… и не только.
    Утро на Тузбаире. Еще на кануне мы решили, что нет смысла менять привычное московское время и вставали по-местному. Самым упертым был Женя – в пять утра как на работу – поход за зубами…. Меня зубы не очень привлекали. Встав в шестом часу я расчехлил квадрокоптер и….здравствуй детство!!! Было раннее утро и сор был прекрасен. Я полетал, поснимал, и облазил одиноко стоящий меловой останец, где выдолбил свой первый панцирь доисторического морского ежа. Лагерь лениво просыпался… Готовили завтрак, варили кофе. Медленные, ленивые сборы и путь дальше.
    Под колесами чешуйки растрескавшегося сора, грязевая шагрень. Осторожно, потом смелее продвигались вдоль уступов пока не поняли, что чирк абсолютно сухой по крайней мере на толщину, достаточную для удержания веса наших авто. Гонки, круги, пятаки до перегрева… Устав резвиться – пошли гулять по меловым горам.

    Как не печально, но мы отчетливо пронимали, что пора! Уже второй день мы были в плену Тузбаира и… это был сладостный плен. Буквально заставив себя встать на маршрут, мы выдвинулись в путь.

    Поднявшись наверх начали перемещаться от одной смотровой площадки до другой… Спустя три часа, осознав, что мы по прежнему в Тузбаире (теперь сверху, но разница то не большая), буквально на остатках воли развернулись и поехали просто по направлению от...
    Я уезжал с чувством сожаления. Это была та локация, которую не хотелось покидать и куда стоит возвращаться. Добавляло сплина еще и то, что мы не доехали до «топовой» смотровой площадки, с которой весь мир предстает в бело-синем цвете: белый сор, белые горы, белые облака и синее-синее небо…

    А потом были будни экспедиционера: заправка из дырявого пистолета (из пистолета в бак, а с текущего шланга – в канистру), мойка машин (это однозначно не дядь Женина тема ☺. Ято я перед штурмом, обычно, Ворона мою, а тут это было не то, чтоб не очень эффективно, а, в принципе, бесполезно. Зато мы стали чистыми и красивыми, залили 60 литров воды из системы отопления на мойке и полетели дальше.

    Местный магазин порадовал нас обилием привычных продуктов и маленьких зрителей на велосипедах. Наши жены купили всё необходимое, а я пива и медовик.
    И выдвинулись на мыс Жигылган.

    Коррекцию описывать не буду. Скажу лишь, что эти валуны очень походи на троллей из мультика Холодное сердце. Если бы с нами были мои дети, то, думаю, мы бы не уехали из этого места, пока тролли бы им не показались. И, что то мне подсказывает, что это однозначно бы произошло. Мы нашли маленького тролля на память, загрузили его в дядьЖенину машину и поехали дальше.

    А потом были гонки за Солнцем. Ради одних этих километров наедине с собой стоило туда ехать… Мы гнались за красным диском, неудержимо погружающемся в море. Казалось, еще немного, и мы въедем в Солнце и просто растворимся в нем…
    Но ночь вступила в права, погрузив весь берег в призрачные сумерки. Уже стемнело. Нам предстоял спуск к побережью, немного геометричный и крутоватый, но вполне проходимы даже ночью. Однако наши половинки так не считали и устроили нам небольшой концерт с выходом цыганочкой.
    Спустившись на берег мы достаточно удачно прокатили до места нашей ночной стоянки еще не зная, как нам неслыханно повезло.

    [upd=1432369829][/upd]
    [​IMG] - ночь на ТузБаире
    [​IMG][​IMG][​IMG]
    [​IMG]
    Мыс Жыгылган, погоня за Солнцем: [​IMG] [​IMG]
     
  10. p77

    p77 Модератор

    4 мая
    [​IMG][​IMG][​IMG]
    Проснулись пораньше и пошли фотографировать восход солнца и заход луны.
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    Вдоль берега лежат снопы морской трави и видны змеиные следы на песке.
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    Потом собрали лагерь и поехали вдоль берега, посмотреть на упавшую землю с уровня моря. Дальше резко начались приключения.
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    Я рассудив трезво решил, что нефиг ехать по рыхлому прибрежному песку и повернул в сторону ровненького глиняного такыра. Проехать по нему я смог несколько метров, после чего машина провалилась. Я сразу понял, что дело плохо и попытался выехать по своей колее назад в результате чего колеса провернулись и намазались жидкой глиной и черным илом. Я спустил колеса, но было уже поздно. Игорь с Наташей тем временем фотографировали маки у мыса.
    Я покричал им в рацию, а поскольку они были заняты то еще и погудел из паровозного тифона. После гудка Игорь вышел на связи и я его обрадовал, что приключения уже начались и ехать за ними не надо. Он подъехал, и мы подергали машину динамической стропой. Машина стояла как вкопанная (в прямом и переносном смысле) и на рывки не реагировала. Мы поэкспериментировали с длиной стропы, чтобы Игорю было где разгоняться по песчаному пляжику, но результата это не принесло. Рыхлый, перемешанный с морской травой прибрежный песок не способствовал разгонам и если в момент рывка Игорь держал газ, то его машина закапывалась, а если он в момент рывка бросал газ, то машина просто останавливалась и рывок получался очень слабый. В общем пришлось откручивать джек и вытаскивать сентраки с лопатой. Дальше моих фоток нет, потому что я был немного занят. В итоге мы подняли машину, подложили сентраки, дернули и немного вытянули ее назад. Дальше я сказал Вереску дергать, он подергал и закопался сам. Так мы и стояли на берегу глядя в разные стороны. Машину Вереска пришлось тоже джечить и подкладывать траки, потому что водорослепесочная смесь под машиной обладала скилом повышенной воздушности и сыпучести.
    В общем потратив довольно много времени мы выбрались и решили поехать в сторону Актау. Чтобы доехать до Актау без приключений решили вернуться по своим следам на дорогу. Поехали до построек на западной части берега и когда проезжали мимо них, я опять увяз в месте, которое ничем не отличалось от рядом идущей дороги и меня пришлось опять дергать. Местный мужик сказал, что после дождей здесь всегда так, и что если мы увязнем обеими машинами, то нас вытащат не раньше четверга. Но Вереск объехал засаду и выдернул меня. Дальше мы поехали по крутому подъему наверх, там я почистил колеса от липкой каспийской глины и мы поехали посмотреть на упавшую землю сверху.
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    Жигылган сверху показался мне стремным местом, потому что судя по трещинам в грунте вдоль обрыва, он еще не закончил проваливаться. Многие отколотые от материкового основания каменные глыбы замерли на полдороге вниз. Стоять на краю было реально страшновато, но это скорее благодаря моему богатому воображению :01: От стояния на краю уступов начинала кружиться голова.
    Начали фотографироваться, но при этом встал вопрос как впихнуть невпихуемое в объектив фотокамеры. Масштаб провала и значительное удаление наваленных на его дне утесов делали фотоснимки плоскими. Из наших с Надькой фотиков лучше всего себя показал Надькин телефон хуавей Р7 хонор (скрытая реклама :01: ). Вот его снимки:
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    а вот это я снимал на фишай 10-20 и д40:
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    а это первый пятак и 24-70
    [​IMG][​IMG][​IMG]
    В общем пофоткались, посмотрели на часы и поняли, что времени до вечера мало и надо ехать дальше.
    Поняли, что не успеваем посетить прибрежные точки до Актау и решили срезать через степь на юг до дороги Форт-Шевченко - Актау. Сели и поехали.
    По дороге видели заводик по распилке ракушечника, который был везде под ногами. Еще был смешной момент с мотоциклистом, который гонял по степи убежавших верблюдов. Величественные и неспешные верблюды удирали от мотоциклиста со всех ног. Крупные животные обычно бегают очень грациозно. Создается впечатление, что это замедленная съемка, а животные как-бы зависают в воздухе, особенно если они бегут галопом. Я как человек гонявший джипом жирафов по саване знаю что говорю :03: . Но верблюдики очень часто и мелко рысили, совсем не соразмерно своим мощным габаритам. В течение нескольких минут мотоковбой, согнал всех верблюдов в кучку и упылил с ними за горизонт, а я сделал себе отметку, что гоняться за верблюдами по степи лучше всего на каком нибудь вонючем двухтактном мотоцикле.
    Местность вокруг была плоская и предоставленная на вытаптывание сельскохозяйственным животным.
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]

    [upd=1432570134][/upd]
    На подъезде к Актау появились признаки цивилизации. Вдоль дороги появились дома и земельные участки местных денежных людей. Обычно дом и забор выполнялись из ракушняка (так было написано в придорожном объявлении, по нашему это ракушечник). При этом материал был везде одинаков, независимо от крутости постройки. То есть двух-трех этажный дом с забором на участок размером с гектар, делается из того же камня, что сараи, стоящие без крыши, окон и дверей в далекой степи. Крыши строений выполняются из металлочерепицы различных веселых расцветок типа голубенького или зеленого :04: . Не понятно зачем местным людям огораживать рядом с домом участки размером с гектар :10: но видимо это такая традиция. Вереск на этот счет пошутил, что размер участка пропорционален количеству денег, которых хватило на забор для огораживания участка. Я же предположил, что огораживать кусок степи надо только чтобы в свой выходной день пасти там своего любимого верблюда. Было много недостроенных домов. Чувствуется, что Актау пережил активный экономический рост и местные круто вложились в недвижимость.
    Попетляли по Актау, зашли в супермаркет и купили воды, хлеба и еще чего-то. Надо сказать, что супермаркет пришлось поискать. Видимо структура потребления местных жителей не предусматривает покупку сильно переработанных продуктов с высокой наценкой и всякой ерунды типа бутылированной воды. Продукты в супермаркете стоили дорого. Бутылка местного кумыса стоила около 100 р. на наши деньги. Вода 5л тоже около 100 р. Теньге при этом у нас уже почти закончились. В общем закупились и уже ближе к вечеру поехали из Актау. Едем, сзади подъежает бибикающая машина. Объехала всех по обочине, выехала на середину перекрестка, стоит и бибикает... Мы попытались понять что случилось, и решили, что это свадьбамобиль или рождение ребенка. Я дунул тифонами :04: :05: :06: :07: (те кто слышал мои тифоны тот поймет) местные недоуменно заозирались по сторонам :10: . Ладно, поехали дальше.
    На выезде нам ласкали взгляд промышленные виды какого-то неведомого производства или его останков в виде труб, ржавого железа и прочих ништяков. Игорю в Актау очень захотелось купить наклейку с надписью "Мангистау", которые были налеплены на некоторых местных машинах. Но на его вопросы где берут такие наклейки, никто из местных не сказал ничего определенного, а владельца машины с наклейкой нам не удалось остановить и опросить. На заправке на выезде из Актау заправщик на вопрос где наклейки "Мангистау" раздают, ответил - не знаю, наверное в городе. :04: :05: При этом мы еще были в городе, но может парень имел в виду какой-нибудь другой город.
    [​IMG]
    За Актау съехали с дороги в степь в сторону моря. Мимо каких-то военных баз с вышками, подъехали к прибрежному солончаку и вдоль него двинулись на юг.
    Погонялись за красивыми удодами, которые так и не даль себя нормально сфотать.
    [​IMG]
    По дороге заехали в карьер по распилу ракушняка. Бульдозеры сдвинули грунт и на обнажившейся горизонтальной плите ракушняка, были видны параллельные распилы от циркулярной пилы. Видимо рабочие пилили плиту сверху прямоугольничками размером с кирпич, а потом откалывали блоки снизу. Вокруг валялось множество бракованных блоков с неровными краями. Дальше на карте была обозначена точка с радоновым источником. Мы начали торопиться, потому что солнце начало садится, и мы выехали на солончак идущий вдоль моря и двигались по его гладкой поверхности. Дорожка ближе к морю была несколько жидковата, а ближе к материку более ухабиста. Мы выбирали золотую середину между ухабами и трясиной. Когда первый длинный солончак закончился показались некие постройки обозначавшие местонахождение радонового источника. У источника были ворота и несколько охранников. Нам предложили пустить нас внутрь запарковаться за 200 теньге, но мы сказали, что хотим посмотреть на источник и заплатим если он нам понравится. Нас пустили внутрь пешком. Из четырех охранников по русски говорил только один. Территория представляла собой что-то вроде заброшенного санатория с ржавыми остовами каркасов от шатров. Народу вокруг не было. Солнце уже садилось. Дошли до источника. За кривым забором из профлиста было пространство, где на земле стоял бетонный блок размером 1,5/1/1м сверху в него была воткнута ржавая труба с тройником и фланцами под запорную арматуру, из которых били фонтанчики с прозрачной жидкостью. Жидкость стекала в некий круглый бассейн диаметром около десяти метров, стенки которого были выложены из мешков для строительного мусора наполненных местным грунтом. В бассейне, погрузившись по пояс сидело несколько человек. Мы посмотрели на них и ушли. На выезде ребята увозящие запоздавших туристов в Актау сказали, что воду с солями радона пить нельзя и что сидеть в ней можно не более 20 минут. Также сказали что питьевой воды здесь нет и что нам пора отсюда уезжать. Но поскольку мы привыкли искать лагерь в темноте по спутнику, нас не пугала перспектива скорого заката солнца. В сумерках мы поехали на юг к мысу Песчаный, где должны были быть песчаные дюны и море. Потом, ориентируясь по спутнику гугл, свернули на дорожку к морю между солончаками. Грунтовая дрога сменилась колеей с мелким сыпучим песком. Ехали, ехали и доехали до дюны, которая шла вдоль всего морского побережья. Поскольку песок выглядел мелким и сыпучим, мы остановились и стравили давление в шинах до 0,5 атмосфер. В это время на востоке вставала полная луна, розовая и очень большая. Поскольку восход луны длился очень недолго, мы пофоткали ее с руки, переехали дюну и почувствовали дыхание моря.
    [​IMG][​IMG]
    Спустившись с дюны мы увидели плоский песчаный берег и море. Вокруг была темень и ни одного огонька. Мы были там абсолютно одни на многие километры вокруг ни души. Покатались по песочку... Возле кромки моря песок был влажноват и в него немного подсасывало. Там где было посуше, ветер выдул верхний слой и вся поверхность была белой от обнажившейся каспийской ракушки. Я как аквариумист очень люблю каспийскую гальку, которую продают в Москве в Оби в пакетах за приличные деньги, а на птичке ее продают на развес еще дороже. Так что попав в такое заповедное место я был очень рад. Продолжили ехать на юг вдоль береговой линии. Время от времени из темноты появлялся какой нибудь неожиданный предмет.
    [​IMG][​IMG][​IMG]
    Стоя рядом с лодкой я дунул в тифончики и машину окружило облако мелкодисперсной пыли, которое накрыло нас с головой. Видимо за день тифоны закрепленные на днище машины наелись пыли. В свете ксеноновых ламп пыль выглядела как дым и Игорь поглядев на это безобразие спросил, не загорелся ли я случайно. Посмотрев на облако пыли я сам засомневался и побежал нюхать свою машину, но плохие опасения не подтвердились :04: .
    Решили остановиться на ночевку. При этом решили зажечь костер, для чего набрать на берегу брошенную древесину. Поехали искать доски. Вереск нашел брошенный деревянный борт от какого-то бортового грузовика типа ЗИЛ130. Когда наш экипаж по спутнику достиг записанной немного ранее точки предполагаемого лагеря, за нами приехал Ворон Вересков, при этом Ворона вела Наташа, а Игорь, стоя на привязанном на веревке за машиной борту, радостно играл роль серфера/сноубордиста.
    Далее как обычно разложили кресла в кабинах амароков, положили фанерки, на них коврики и спальники. Достали общий стол. Достали рюмки, лампы, горелки и все что обычно достают в таких случаях. Потом зажгли костер и стояли рядом с ним впитывая мгновения, которые вряд ли смогут повториться.
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
     
  11. HagenM

    HagenM Продвинутый

    Отличные кадры.
    Каньон Тамшалы в сторону Жыгылгана объезжали через заброшенный поселок Караган? Как подъемчик?
     
  12. p77

    p77 Модератор

    HagenM, подъемник не видели, через что проезжали не знаю, потому что ехали по спутнику гугл по направлению на мыс от дороги :01:
     
  13. HagenM

    HagenM Продвинутый

    Щас повнимательнее карту посмотрел. Туплю. Вы же не от Шевченко ехали, а от Актау и на мыс с заброшенным поселком видимо не заезжали.

    [upd=1432814511][/upd]
    А место стоянки у Жыгылгана отличное нашли. Мы ночью в грозу не решились вниз ехать и стояли на верхней площадке. Ветер так дул, что Йетика раскачивало и приходилось ночью несколько раз носом по ветру вставать). Но звездное небо там просто шикарное.
     
  14. Veresk

    Veresk Опытный

    Утро. Эпизод 1. Сели.
    Наш экипаж уехал в сторону Упавшей земли по побережью. Было прекрасное солнечное утро, рядом простиралось Каспийское море, пахло солью и морской травой и мы предавались созерцанию. Наташа фотографировала, я запускал квадрокоптер, уже больше наслаждаясь просто ребяческим ощущением управления летающей игрушкой, чем реально рассчитывая что-нибудь заснять на его камеру. Море равномерно шуршало прибоем, и его размеренный шелест иногда нарушали лишь крики пролетающих птиц… И в этой идиллии посторонним звуком, неожиданно и резко, вдруг заорал паровозный тифон…
    Дойдя до машины и включив рацию мы услышали радостного дядь Женю, который сообщил нам что сел, сдувает колёса и будет пытаться выбраться, но, на всякий случай, чтоб мы пока не уезжали дальше. Его борьба пролилась, наверное, минуты две. Примерно через это время он опять вышел на связь, и ещё более радостным голосом проорал, что всё, приключения уже начались и он уже на мостах в такыре.
    Ок, невозмутимо разворачиваемся и приезжаем на место засады. Женин Амарок с распахнутыми дверями довольно живописно сидит метрах в десяти от «берега» глиняного такыра. Первая же мысль, пришедшая нам с Наташей в голову была: «Какого хрена!!!». Только у неё – «Какого хрена он туда полез?», а у меня – «Какого хрена он там сел???». Женя стоял с демонстративно понурой головой (типа раскаиваюсь ну и как маскировка для Нади), грязными по щиколотку ногами и со светящимися от удовольствия глазами под его широкополой шляпой. Беглого осмотра хватило, чтоб и мне стало ясно, что отъезд откладывается. Пробуем дергать – ноль результата. Машина просто покачивается от моих потуг, а я в это время размалываю и без того неплотную узкую песчаную полоску берега. Ясно: снимаем джек, достаем траки, шаклы и динамику. Первая мысль была – джечить Жеку за фаркоп. Однако глиняная корка не держала ни джек, ни джек с пяткой, ни джек с траком. Всё это норовило погрузиться в постепенно размешивающуюся до состояния пластилина кашу и с каждым качком не приподнимало машину, а заваливало джек в сторону машины. Снялись, перешли на борт… И тут с нами случилась первая удача из многих, сопутствующих нам потом всю поездку. Когда в следующий раз домкрат с пяткой опять ушел в глину, дядь Женя от нечего делать стал копать до вглубь и… сантиметров через 40 упёрся в абсолютно твёрдую поверхность. Это было супер! Мы просто подкопали под пятку, поставили ее на твердое и стали джечить машину за пороги. Джек отработал на всю высоту и колёса благополучно зависли в воздухе. Подложили трак, сбросили на джеке скобу… И домкрат, как в рекламе немецких товаров, без единой запинки отджечился вниз. Я был в шоке. Домкрат постоянно живет у меня на крыше и, как истинный житель улиц, огрубел и приобрел независимость от желаний владельца. Я хорошо помнил, как на этой масленице, когда я на спринте разбортировался, он категорически отказывался работать что вверх, что вниз и как мы его минут десять пытались оживить незамерзайками и ВДшкой. Я после этого уже дома обточил его, почистил, пролил ВДшкой. Но, такая послушность от моего джека была для меня полной неожиданностью. Все перекладки траков и джеченья домкрат в этот раз отработал на твердое отлично. Это была вторая большая удача. Еслиб его заклинило, переставить машину в этой глиняной шняге было бы крайне проблематично.
    Пока дергали дядю Женю – я тоже успел закопаться до мостов на песке. Стояли таким симпатичным тянитолкайчиком… Время шло, Ромка играл в какие то детские игры на берегу, наши Жены фотографировали, снимали видео и обсуждали… какого, собственно…
    Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается. Мы откопались и поехали смотреть упавшую землю сверху. Счет был один/один. Но дядя Женя не собирался сдаваться и прямо перед выездом сел опять. Мы не стали строить из себя крутых джиперов и усугублять ситуацию. Я объехал все эти засады, просто поддернул дядю Женю и мы уехали с побережья.
    [media]http://youtu.be/T-3_jcUQCxg[/media]
    Этот же день. Каспийское море. Эпизод 2. Ночь.
    Уже на закате мы выехали к побережью. Первоначальная мысль пройти по побережью до мыса Песчаный не удалась, поскольку сначала берега были заняты какой то дикой промкой, потом соляными сорами, а потом мы выехали к мысу Песчаный. Вечерело, день заканчивался и мы решили выезжать на берег и становиться на ночевку прям на берегу Каспийского моря. Под колёсами был мелкий песок и белая ракушка. Сидеть не хотелось – поэтому стравились до 0,5 и аккуратно выехали к воде.
    [media]https://youtu.be/aATOz59vTf8[/media]
    Берег был пустынен и прекрасен. Открытая вода, в отличие от утренней воды залива, шумела громче, накатывала на берег и, судя по ракушкам и иногда попадающемуся вынесенному на берег мусору, с завидным постоянством заливала довольно обширную часть побережья. Совсем стемнело. Мы ехали в десяти метрах от воды, вдоль берега моря просто отдыхая и наслаждаясь это ночью. Мы собрали по берегу дрова, нашли борт от грузовика, покатались на нем, разбили лагерь…
    [media]https://youtu.be/Y_0DH7Llt9Q[/media]
    Если у вас есть лишний борт от грузовика – обязательно сожгите его, он горит замечательно. Такого волшебного костра у меня давно уже не было. Мы наслаждались этой красивой ночью, вспоминали прошедший долгий день и с чувством легкого томления и надежды смотрели в завтра, готовые к долгим дорогам и новым приключениям.
     
  15. p77

    p77 Модератор

    5 мая
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    Проснулись с мыслью что нас ждут великие дела.
    [​IMG]
    Утро было несколько хмурым... Это создавало интригу дня, потому что создавалось ощущение что любой ливень обездвижит нас надолго. Но мы не унывали и прикрутив бинокль на штатив подглядывали за местными браконьерами, которые приехав на буханке к брошенной на берегу лодке отволокли ее к воде и плавали вдоль берега потроша поставленные на ночь сети. Зафиксированный на штативе бинокль позволял видеть не только номер буханки, но и размер выловленной рыбы. Мы по очереди наблюдали за вытаскиванием улова но честно говоря не были очень им впечатлены.
    [​IMG]
    Потом по плану был осмотр берега на который мы приехали ночью и толком ничего вокруг не увидели.
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    В общем абсолютно пустой берег.... Маяк сзади, браконьеры спереди, грузовые суда на горизонте и мы...
    До самого мыса было около трех километров. Позавтракали, собрались и поехали на мыс смотреть обещанные в чьем-то роудбуке песчаные дюны.
    Ехали, ехали и впереди действительно показались дюны. Одна дюна накрыла линию электропередач, так, что провода шли примерно на уровне песка... Мы погонялись за местными птичками и потом осмелев полезли на дюны. Сначала по краешку, потом подальше от краешка, а потом я решил не страдать ерундой и выбрав самую большую дюну поехал на штурм. В общем без предварительного просмотра особо не погоняешь, но я доехал почти до самой вершины и встал. Поскольку я ехал по гребню дюны, то о развороте не могло быть и речи и я ехал задним ходом и радовался, что машина не рухнула вбок. Дубль два не дал результата. Выяснилось, что несмотря на пасмурную погоду, дюна сверху вся сухая и очень сыпучая, что препятствует беспечной езде по ней. Я решил не рисковать и съехал вниз. Но у Игоря на этот счет были другие планы. Взяв меня на борт как проводника, Игорь дал газу и заскочив на гребень помчался к вершине. Я сохранял олимпийское спокойствие... Мы доехали до того места где я забуксовал и ходом перевалили за гребень, однако оказалось, что это еще не вершина дюны. Вершина была впереди за непокоренным мной холмом и при этом под углом к нам, а перед ней была большая яма. Мы на скорости проехали яму и начали подыматься вверх под углом к вершине, нас начало стаскивать вбок и мы застряли, почти уткнувшись задним бампером в яму перед вершиной. Никогда Штирлиц не был так близок к провалу(с).
    Как бы известный факт, что дюны штурмуют под прямым углом, потому что если ехать под острым/тупым, то при определенном уклоне машину начинает тащить вбок. Когда мы перескочили яму и пытались ехать вверх, я понял, что нам не повернуть к вершине (колеса в песке не очень то рулят). Положение было тяжелое. Машина в яме на вершине дюны. Слева ямы крутой склон под 45 градусов, справа и впереди подъем на вершину и за вершиной пологий склон дюны под 35 градусов.
    Я объехал дюну сбоку и загнал машину на самый вверх по пологому склону и оставил ее с другой стороны гребня, чтобы работать якорем и чтобы меня самого не стащило вниз. Игорь тем временем уже размотал трос.
    [​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG][​IMG]
    Немного потянули и.... трос порвался. Перевязали крюк, потянули еще раз и трос порвался снова. Решили что трос рвется из-за лебежения под углом и я кое-как переставил машину вперед. Привязали остаток троса к оторванной части и порвали его еще раз. Решили что не все узлы держат нагрузку, перемотали концы по другому и при следующем лебежении трос наконец отказался рваться. Ура!!! Но собственно радоваться было рано, потому что усилия лебедки не хватало для вытягивания вверх зарытой в песке машины. Поэтому достали сендтраки, лопаты и начали копать. Копать на песчаной дюне очень весело :04:
    [​IMG]
    Копаешь, копаешь, а сухой песок с вершины дюны насыпается на место откинутого. В общем копали около часа и подкладывали сентраки, пока не смогли в несколько приемов вытянуть машину наверх. Ромка все это время веселился скатываясь с дюны вниз.
    [​IMG][​IMG]
    Ну вот наконец машина освобождена и можно уже ехать дальше к следующим приключениям.
    [​IMG][​IMG][​IMG]
     
  16. NOV8307

    NOV8307 Продвинутый

    Ребят, отлично рассказываете о своих приключениях! :04: Расскажите, пожалуйста, еще рецепт яишницы в подробностях, уж больно аппетитно выглядит! :01:
     
  17. p77

    p77 Модератор

    NOV8307, Олег, у меня есть видеоотчет про яичницу по мангышлакски :01:
     
  18. NOV8307

    NOV8307 Продвинутый

    Так... и где он, я что-то пропустил?
     
  19. p77

    p77 Модератор

    NOV8307, он пока в проекте, потому что мощности моего ноутбука не хватает для обработки ХД видео
     
  20. NOV8307

    NOV8307 Продвинутый

    Понятно, Жень. Тогда будем с нетерпением ждать. :01: