1. Уважаемый Гость, добро пожаловать на Амарокфорум - площадку для общения сообщества амароководов!
    Мы надеемся, что вам здесь понравится, вы к нам присоединитесь и поможете сделать форум ещё интереснее.

Кольский 2016 или туды-сюды.

Тема в разделе "За край Ойкумены. Отчеты о путешествиях.", создана пользователем HagenM, 11 июн 2017.

  1. HagenM

    HagenM Опытный

    Часть1. Дорога на Север.

    В 2016 году съездили на разведку на Кольский. Большой отчет писать не вижу смысла, так как их и без меня в достатке. Опишу лишь собственные впечатления и поделюсь информацией по заезду в Карелию с юго-восточной стороны.
    В качестве основной поездки этого лета давно была спланирована Грузия, но свободные 2 недели и неуемное шило сделал свое дело. Решено. Едем на Кольский узким кругом с обзорной экскурсией:-)
    Маршрут намечен. Вещи погружены. Выезд запланирован на вечер пятницы сразу после работы.

    [​IMG]
    Походное положение

    В первый перегон по плану доехать до Онеги со стоянкой у Шальского или на Сенмужской косе в
    зависимости от продвижения на север.
    Вообще в нашем случае выбор дорог до Вологды не велик — либо с огромным крюком по федералкам, либо кратчайшими путями по региональным дорогам Марий Эл- Нижегородская- Костромская, либо Марий Эл — Кировская- Вологодская.
    Вспоминаем о том что мы "жЫп-жеж" и решаем ехать через родные Килемары (Республика Марий Эл), Шарангу (Нижегородская обл.), Шарью, Мантурово, Буй (костромская обл) на Вологду и далее по А-119 к Онеге. В свое время подобным путем ездил на Йети в Питер и до места добрался, хотя и не без острых ощущений.
    В 19.30 выезжаем из Йошкар-Олы на Козьмодемьянский тракт и сразу начинаем кайфовать от вибромассажа спины и прочих частей тела, а по мере приближения к Килемарам вибромассаж дополняется качкой и прыжками задней оси вызывающей приступы любви к космосу — хочется улететь, как Гагарин, и помахать ручкой этой грешной дороге с ухудшенным покрытием и марсианским рельефом. К слову сказать, дороги Килемарского района уверенно соревнуются с дорогами на Рыбачьем. Только дороги Рыбачьего честнее- они соответствуют общему настроению богом забытого места, а вот дорога на Килемары явно не соответствует статусу единственной дороги в районный центр.
    Долго ли, коротко ли, но прорываемся к Шарье. Еще по поездке в Питер вспоминаю, что в сторону Мантурово будет адовая колейность и выпоры асфальта более 20 см, а затем дорога на Буй, которая видимо набуй никому не нужна и поэтому представляет собой грунтовку с развоженными колеищами с прилипшими в них фурами. Ориентир начала жижи — старое культовое здание.

    [​IMG]
    Начало дороги на Буй.

    [​IMG]
    Культовый ориентир.

    Каково же было наше удивление когда оказалось, что выпоры асфальта срезаны, тут и там идут небольшие ремонты, а дорога после ориентира не просто без колеи, а одета в щебень. Остался лишь один отвратительный участок недостроенной щебенки в районе Неи с общей протяженностью не более 15 км. Ездить можно. Правда в Костромской абсолютно бешеные животные и птицы, которые бессовестно идут на таран автомобиля. В результате счет 2:0 в нашу пользу. Заяц и неопределенная лесная курица. Лоси и кабаны, слава Богу, в этот раз на дорогу ночью не выбегали. В итоге к 10.30 утра по восточному берегу Онежского озера уже въехали в Карелию и к 15 часам стали обустраиваться на любовно найденной стоянке на Сенмужской косе ( Координаты 65.56309 35.60525) проехав за перегон около 1250 км.

    Первая стоянка порадовало нас замечательной летней отпускной погодой- собирающимся дождиком и диким ветрюганом с озера. Ну да и к лучшему- без особо долгих вечерних ритуалов "потрындели" и еще до 22 завалились спать. Я даже успел подумать: "Онега, ну зачем же так?!". Ведь именно первое впечатление о месте зачастую диктует дальнейшее его восприятие.


    5.jpg
    Вечерная Сенмужская коса
    Но утром вышло солнышко, ветер стих и мы с удовольствием полезли в воду.


    6.jpg
    Утренняя

    В общем буду надеяться на второе "первое знакомство" с Онегой в более благоприятных условиях:-)
    Около 10 часов утра выдвинулись на в сторону Тони Тетрины на Белое море.

    П.С. Путь по местным дорогам из Кировской, Марий Эл, Нижегородской обл и регионов восточнее на Вологду оправдан. Единственное, как показала обратная дорога, на Шарью лучше выезжать по перегону Яранск-Котельнич (Кировская обл), а Онегу надо объезжать по Восточному берегу — перегон Вытегра- Петрозаводск отвратителен, да еще и завязан на не круглосуточную паромную переправу в Вознесенье.

    Часть2. За полярным кругом. П-ова Средний и Рыбачий.
    Дорога до Тони Тетрины сюрпризов не преподнесла- сначала достойная федералка до Кандалакши, а затем рядовая региональная дорога до Умбы. По пути был осмотрел с высоты Кандалакшский залив- рекомендую, много времени не займет, а посидеть на скамеечке с шикарным видом еще никому не мешало. Только делать это лучше не со стандартной смотровой площадки "на повороте", а со смотровой горки ближе к Умбе (широта 67.12394 долгота 32.52585).

    8.jpg
    Кандалакшкий залив

    Грунтовка до Тони начинается либо с приливной полосы и веселого прохвата по ней ( осторожно! ее пересекает 2 ручья), либо в случае полной воды с дороги параллельной пляжу с парой грязных луж. Далее движемся по каменистой грунтовке по лесу и выходим на места стоянок. Всего вдоль побережья несколько стоянок. Нам повезло и мы встали на оборудованную стоянку ближе к Тоне (широта 66.55848 долгота 34.66427). На стоянке условное ограждение территории в этностиле, столы, забавные фигуры из топляка, тень от деревьев и конечно же Белое море. Судя по всему эта стоянка используется для размещения больших групп туристов о чем услужливо напоминает табличка "Занято с … по…".
    Был отлив. Море обнажило каменистое дно покрытое водорослями и огромным количеством маленьких морских звездочек. Ляпота.


    9.jpg
    Отлив на Белом море

    Шашлычок как то сам быстро сделался и наступило полнейшее умиротворение. Не хотелось никуда бежать, искать телефон или ловить интернет, только слушать тишину и наслаждаться видом Белого моря. Кстати сказать, кровососущие нашу идилию не нарушали, что для нас — лесоболотных жителей особенно ценно.

    На слелующий день нам предстояло посетить Музей поморов на Тоне Тетрине и добраться до п- ова Средний перейдя Муста Тунтури.

    В итоге музей толком посетить не вышло т.к. идейный организатор срочно уезжал в город, зато набрали порцию грибов для обжарки на обратном пути через лес.
    Поэтому звоните и договаривайтесь заранее (Комаров Александр Борисович +79113435140) . Также на Тоне можно остановиться в легендарных поморских домиках с баней и ухой. Нам не довелось, о чем сильно жалеем.

    Дорога до поворота на Рыбачий у р.Титовки порадовала — качество отменное, заправки в Мурманске на любой вкус. Дальше вплоть до Среднего проселочная сильно разбитая дорога. Водопад на Титовке просто шикарен. Перевал через Муста Тунтури красив — марсианские пейзажи тундры в округе, виды на Мотовский залив и достаточно легко проходим.


    10.jpg
    Эпичненько

    11.jpg
    Краснота…

    На перешейке между Мотовским заливом и губой Малой Волоковой переехали пару-тройку бродов и встали лагерем впритирочку к хребту на Малой Волоковой (широта 69.64451 долгота 31.81595).


    12.jpg
    Ужино-завтрак


    13.jpg
    Морепродуктоловля)


    14.jpg
    Эхо Войны…

    15.jpg
    Островитянин))

    Удивительное ощущение накрывает когда ты понимаешь, что приехал в 2 ночи на стоянку, разжег костер, поставил палатку, а затем пошел собирать грибы! Солнце доходит до горизонта и идет обратно.Так в неге с рыбалкой, нырянием и походами на хребет прошли следующие 2 дня. Лично мне место очень понравилось.
    Далее отправились через западную дорогу п-ова Средний на Рыбачий. Дорога не сложная, в сухую погоду проходися на заднем приводе. В районе Двух братьев на верхней дороге присутствует один коварненький бродик (неправильная траектория закрыта покрышками от грузовиков) глубиной не более 70см. Добравшись до священного места саамов скал-останцев Два Брата мы были поражены — сланцевые уступы, через слои которых сочится вода блестящая в солнечных лучах словно покрывало, зеленый мягчайший и ооочень нежный мох и голубое море на горизонте создает нереальное ощущение умиротворения. Бросили все и разбили лагерь заменив планируемую стоянку на Скорбеевском .



    В отлив у Двух братьев — солнечные ванны Баренцева моря. Смотрим на Норвегию.

    Это одно из мест куда когда-нибудь обязательно хотелось вернуться.
    Западная дорога к маяку по Рыбачьему не впечатлила. Мыс Немецкий с его тоннами остатков жизнедеятельности человека военного тоже. Мыс Кеккурский также внутри ничего не затронул, хотя место бесспорно интересно своей геологией. Мыс Скорбеевский сначала вогнал в уныние брошенным военным городком, а затем порадовал водопадом и многокилометровым морским пляжем, где была проведена обедня.
    У водопада немного пообщались с destroy1, который поймал пару рыбех на водопаде. Наша же попытка была тщетна.
    18.jpg
    Штурман ловит форель на водопаде. Мыс Скорбеевский.

    От Скорбеевского шли прямой дорогой на Большие озерки — весело, каменисто, водянисто. Строителю моста из корпусов ГТСок респект). В ходе преодоления этой дороги нам встретилась брошеная 7ка, мирно стоявшая на дороге, в результате чего в экипаже твердо закрепился стеб водителя — "да здесь и 7ка проедет!". Восточная дорога по Среднему представляет собой унылую разбитую пыльную грунтовку.
    В итоге маршрут с Двух братьев до Пароварской дороги (Южная сторона хребта Муста Тунтури) был пройден не спеша за 1 день.
    Ночевать встали уже на Пароварской дороге в 20 км от хребта, но это другая история))
    П.С. Еще обязательно посещение музея у Муста Тунтури — шикарная эмоциональная терада создателя и хранителя, интересные экспонаты и бесценные знания. Ну и конечно подняться до часовни, помянуть павших дедов и позвонить в колокол.

    П.С. Часть 3 не влезла по фото, поэтому будет отдельно.
     

    Вложения:

    • 2.jpg
      2.jpg
      Размер файла:
      99,3 КБ
      Просмотров:
      13
    • 3.jpg
      3.jpg
      Размер файла:
      123,1 КБ
      Просмотров:
      15
    Dimmon 178, Wolfling, Наташка и 3 другим нравится это.
  2. HagenM

    HagenM Опытный

    Часть 3. Эхо прошлого. Пароварская дорога и Кольская сверхглубокая скважина.

    Хребет Муста-Тунтури — уникальный по своей сути музей ВОВ под открытым небом, созданный не человеческими усилиями, а временем, что позволяет не воспринимать события и обстановку через призму чьй-либо точки зрения, а фактически увидеть историю своими глазами. И, конечно, немаловажную часть исторической экспозиции занимает Пароварская ( или старая немецкая, как вам будет угодно) дорога. Это дорога соединяет Печенгу (незамерзающий морской порт до 1943 г принадлежащий финнам) и тыловые сооружения немецких позиций. После прорыва советскими войсками фронта по хребту Муста-Тунтури дорога стала фактически единственным путем отступления немецких сил к Печенге и с 1943 года (после возвращения Печенги в лоно СССР) эксплуатировалась военными. Сейчас же проезд свободен и упирается лишь в сложности пути и проезд военного полигона близ Печенги (в отсутствие военных это также не проблема ). Конечно мы не могли проехать мимо и решили заглянуть закольцевав маршрут. Проехав перевал Муста-Тунтури ушли направо вдоль южной стороны хребта, и затем на перекрестке, недоезжая до оз.Устоярви, повернули на юг в тундру.
    Дорога протяженностью чуть меньше 50 км петляет по тундре, то окаймляя какую-нибудь сопку, то теснясь вдоль берегов множества озер, показывая склады, позиции артиллерии на высотах и демонстрируя всем видом основательность немцев. Крутые каменные подпорные стенки, каменно-деревянные быстротоки и мосты, впрочем как и близлежащие каменные сооружения, отнюдь не напоминают временную дорогу.


    20.jpg
    Остатки зданий

    21.jpg
    Артиллерийские позиции для гаубиц


    22.jpg
    дорога

    На данный момент деревянные балки сгнили и мосты и быстротоки разрушены, однако проезжи, хотя для техники с длинными свесами крайне неудобны.
    Рубиконом на этом пути для нас стал первый разрушенный мост, восстановленный перекинутыми тонкими трубами с уложенным аэродромным настилом, шириной ровно в колею Амарока. Переезжали мост только по командам штурмана — я, как водитель, не видел ни одного края моста. Страшно, чессно-слово. После переезда сомнений в направлении движения не осталось — только вперед!



    Доехав до второго разрушенного моста нашли приличное место для стоянки.


    23.jpg
    второй мост от хребта

    24.jpg
    Место стоянки в тундре


    26.jpg
    грибочкиссс…и старый прием викингов — плащ из шерсти(в нашем случае флиса)

    Чуть менее сильный ветер. Прекрасные виды. Позиции и остатки зданий со всех сторон. Идиллия короче. Ставим лагерь, строим экран от ветра для костра(да-да, у клятых пикаповодов в кузове всегда найдется заначеный на черный день куб-другой дров), начинаем разводить костер в предвкушении ухи из предварительно заготовленной сайды (если не ошибаюсь), и … решаю проверить поверхность под очагом. Обнаруживаю гроздь не стреляных винтовочных патронов во мху. Занавес. Патроны убрали, костер развели, но внимательности к деталям пейзажа поприбавилось). Плотненько попитавшись приступили к употреблению огненной воды, как заметили, что из-за сопок нас кругом обходит плотный туман.


    27.jpg
    туманности

    Сразу вспомнили фильм "Мы из будующего" — полились немецкие слова "Шнелле-шнелле", как вдруг началась артиллерийская канонада)))…абсолютно не шуточная. Только через пару минут мы вспомнили, что дорога со стороны Печенги оканчивается полигоном и там со вполне приличных калибров ведут стрельбы. Этот момент, чую, экипаж будет помнить еще долго).
    Следующее утро встретили в общении с экипажем первой и последней машины, встретившейся при прохождении дороги. Семейный экипаж абсолютно позитивных увлеченных людей на лифтованом Кайроне (Привет Вам, ежели вдруг читаете этот опус!). Второй разрушенный мост прошел S-образным объездом проще, чем первый.Дальше была красивая каменистая дорога на спуск к р.Печенга, в конце которой оказался сильно размытый участок с едва накатанным проездом по перелеску и торфяной переезд через промоину. Еле-еле и не без потерь протиснувшись между деревьями аккуратно перебрались по набросанным фашинам на лебедке (единственный раз за поездку вытащенную из кузова)через торфяную засаду и беспрепятственно доехав до брода у въезда на полигон. Конечно этот объезд слегка узковат для широкой и длиннобазной машины.


    28.jpg
    перебираемся

    Брод, живущий синхронно с приливами и отливами, на момент нашего прибытия имел глубину не более 40 см и был легко пройден. Полигон также был пуст, а проезд свободен. 5 минут и мы на трассе) Пароварская дорога осталась в наших сердцах навсегда — прекрасные, но суровые пейзажи, ледяной пронизывающий ветер и аура тайнственности сделали свое дело. Кстати, как говорят, в тундре в окрестностях дороги местные до сих пор находят не захороненных бойцов обеих армий с личным имуществом и вооружением.
    Выехав на трассу решили исполнить мечту штурмана — побывать на Кольской сверхглубокой скважине. Объект богат историей и на данный момент "законсервирован", но историю лучше почитать в гугле.
    Дорога на сверхглубокую пролегает через карьерные дороги никелевых выработок и, в принципе не представляет ничего сложного (поворот на Кольскую сверхглубокую скважину с Р-10, координаты 69.440234, 30.594780). Но, это так, если вы ее знаете. Мы знали только конечную точку(69.396219, 30.608667), посему дорога по азимуту до нее для нас стала отдельным приключением — крутые подъемы -спуски, камни, озеро в брод и вы у комплекса разрушенных зданий). Саму скважину в горах мусора отыскали с трудом, постучали в крышку — черти не отозвались, и с миром поехали по правильной дороге в сторону дома.


    29.jpg
    30.jpg
    Кольская сверхглубокая)

    Топлива залитого на Лукойле в Мурманске по дороге сюда- хватило с лихвой т.к. средний расход не превышал 10 литров.
    На обратном пути сделали остановку в районе Мончегорска (поворот с трассы на Ковдор и дальше плотины направо по грунтовке к озеру) и на оз. Сандал рядом с Кондопогой, в три приема вернувшись домой.


    31.jpg
    ночная рыбалка под Мончегорском

    32.jpg
    утро на оз.Сандал

    П.С. Тостом этой развед-поездки стала фраза — "За новые места и сбычу мечт", которая сопровождает нас теперь во всех поездках)
     
    Муромец, Dimmon 178, Наташка и 5 другим нравится это.
  3. Акелушка

    Акелушка Совет стаи

  4. Jaguar

    Jaguar Опытный

    Красиво:04:! Молодцы! :05:
     
  5. HagenM

    HagenM Опытный

    Спасибо на добром слове)
     

Поделиться этой страницей